На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Владимир Соловьёв: «Если идти на поводу у ребёнка, он станет жирным тупым уродцем»

«Поколение селфи, которое стремится только к деньгам и успеху, предпочитает узкоспециальные знания классическому образованию и даже не подозревает, что там, где у других людей находится мировоззрение, у них самих – пустота», – считает журналист и писатель Владимир Соловьёв («Вечер с Владимиром Соловьёвым» от 14.03.2017 – profiok.com).

Об ужасающей необразованности современной молодёжи в последнее время не говорит только ленивый. И если в профессиональной сфере горе-специалиста ещё можно как-то натаскать силами работодателей, то о кругозоре, общем развитии, фундаментальных основах, на которых строится целостное восприятие мира, позаботиться, похоже, некому. Никому, кроме государства, не по силам решение столь глобальных задач. Об этом – в материале profiok.com.

«Можно погуглить…»

Кто написал роман «Бесы»? Чем известен Михаил Ломоносов? Кого свергли большевики? Кто такие маринисты? Герои видеоролика, снятого телекомпаниями «Мастерская» и «Красный квадрат» по заказу Общества русской словесности, не смогли ответить на большинство из этих вопросов и тут же потянулись к смартфонам, чтобы «погуглить», то есть поискать необходимую информацию в поисковиках. В статье ответственного секретаря Общества русской словесности, епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова), опубликованной на портале Патриаршего совета по культуре, объясняется, что тележурналистам было поставлено условие отразить объективную картину, не подбирая специально худшие ответы. Насколько честны были телевизионщики, готовившие материал, судить не нам – хотя, конечно, сложно представить себе студентов консерватории, даже самых отстающих, которые не в состоянии назвать трёх русских композиторов.

Но дело не в этом. Современная молодёжь – в массе, конечно – действительно очень плохо знает русскую литературу, едва знакома с классической музыкой, с трудом ориентируется в истории. В сложившейся ситуации принято винить Интернет: мол, какой смысл запоминать информацию, если её можно найти в любое время за несколько минут? Так-то оно так, но не стоит забывать, что образование, образованность – это не только набор определённых знаний, но и комплексная картина мира, которая складывается при достаточном объёме этих знаний. Разумеется, обладание специфическими компетенциями может помочь в достижении карьерных успехов, а «непрофильные» знания на первый взгляд ни к чему. Но чем лучше человек образован в различных областях, тем ярче и многослойнее его внутренний мир, глубже понимание контекста – а значит, осознаннее решения и точнее выводы.

Кроме того, как подчеркивает Владимир Соловьёв, «русский язык, литература, история – это не о знаниях, а о воспитании души». Действительно, «Преступление и наказание» – это не детектив, и значение произведения не в том, чтобы выяснить, кто убил старушку. Но если не прочитать эту книгу полностью, а лишь ознакомиться с сюжетом, вся глубина и философия Достоевского останутся где-то в стороне.

Современное поколение часто сравнивают с сёрферами – в противоположность дайверам, опускающимся на глубины и кропотливо изучающим всё, что встречается на пути. Современный молодой человек редко во что-то погружается, ему важнее скорость и адреналин, он уверен, что полностью управляет своим движением. Но так ли это?

«Вам подсовывают простые ответы, вы их берёте и становитесь идеальной управляемой массой. Когда нужно будет принимать решения, окажется, что эти решения уже приняты за вас», – говорит Соловьёв. По мнению журналиста, в современном обществе – кстати, не только российском – наступает разлом: появляется некая немногочисленная интеллектуальная элита, а те, кто принадлежит к иной, необразованной части общества, уже никогда не смогут подняться из низов. Люди, занимающие серьёзные посты или зарабатывающие большие деньги могут не иметь формальных документов об образовании, но они все блестяще образованы, напоминает Соловьёв.



А проблема, кстати, ещё серьёзнее, чем попытались её показать в видеоролике эксперты Общества русской словесности. В титрах, подготовленных теми самыми специалистами, которые, по словам епископа Тихона (Шевкунова), были в шоке от уровня знаний молодых людей, слово «философский» написано с ошибкой – не менее дикой, чем пробелы в знаниях опрошенных ими ребят.

Как так вышло?

Есть и ещё одна беда, связанная с новыми поколениями. У молодых людей совершенно другие культурные коды: они слушают другую музыку, поют другие песни, читают (если вообще читают) другие книги. Выходит, нарушилась связь поколений: людям старшего возраста, выросшим на русской классике, сложно разговаривать с молодёжью: по сути, у них нет общего языка. Как же так получилось? Ведь ещё совсем недавно в нашей стране существовала система образования, приобщавшая молодёжь к русской истории и литературе, дававшая знания, которые остаются в памяти на протяжении целых десятилетий?

Владимир Соловьёв: Если идти на поводу у ребёнка, он станет жирным тупым уродцем«Мы — старшее и среднее поколение — не смогли должным образом передать нашей молодёжи то великое наследие, те сокровища отечественной литературы и искусства, которые мы получили от наших предков. Всё это составляет культурный код — основу российской идентичности. Почему так произошло? Почему старшее поколение не справляется с этой судьбоносной задачей? Казалось бы, интеллектуальный потенциал очень высокий, есть организационные возможности, а при надлежащих условиях могут быть и финансовые возможности. В чём же дело?» – задался вопросом Патриарх Кирилл, проводивший на днях очередное заседание президиума Общества русской словесности. К сожалению, он лишь поставил вопрос – и только. Впрочем, с ответом на вопрос «Кто виноват», вроде бы, разобрались: ответственность лежит на старшем поколении. Так получилось. Дальнейшее погружение в анализ причин, приведших к кризису системы образования, если и было, то осталось за рамками официальных публикаций. Зато появился ответ на другой традиционный русский вопрос: «Что делать?»

Так что же делать?

Владимир Соловьёв: Если идти на поводу у ребёнка, он станет жирным тупым уродцем«Худшее, что можно предпринять в сложившейся ситуации – начать насильно и назойливо всей мощью государства, Церкви и общества заставлять любить классику», – считает Патриарх Кирилл. Общество русской словесности пошло другим путём: оно создаёт очередную организацию, которая, по мнению Патриарха, позволит объединить усилия «в деле возвращения русской классики в пространство духовной жизни молодого поколения». Чем конкретно будет заниматься организация, пока не очень понятно, однако известно, что над программой действий работают министры культуры и образования, ректоры множества вузов, деятели культуры. «Реальное и главное – донести до молодёжи, уже ушедшей из школы, хотя бы основы нашего культурного наследия, с которым их не сумели познакомить ни школа, ни семья»,– пишет епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов).

Видимо, одним из проявлений нового подхода можно считать недавнюю встречу министра культуры Владимира Мединского с популярными блогерами. Согласно сообщению на сайте Минкультуры, Мединский пообещал популярным блогерам обеспечивать их «любым эксклюзивным контентом», брать с собой в рабочие поездки, организовать для них «почти круглосуточный проход» в музеи и театры, подведомственные Минкультуры. Взамен представители «новых СМИ» должны заняться «популяризацией и распространением отечественной культуры» в соцсетях. Для начала – в сети «ВКонтакте», где в поисках контакта с молодёжью министр даже завёл собственную страницу, правда, предупредив, что писать там будут его помощники.

Владимир Соловьёв: Если идти на поводу у ребёнка, он станет жирным тупым уродцемЕсли верить «Интерфаксу», присутствовавший на встрече Мединского с блогерами епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) предложил видоизменить традиции празднования Дня славянской письменности и культуры. «Этот год мы хотим посвятить русской классике, пригласить самые популярные ансамбли и исполнителей. Например, если бы группа «Ленинград» исполнила какую-нибудь песню на стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева и так далее, это бы возмутило одно поколение, но это бы услышало другое», – поделился планами священнослужитель. Впрочем, позже он опубликовал опровержение: корреспондент, как оказалось, вырвала факт из контекста, тем самым дискредитировав намеченную работу. Тем не менее, дальше епископ рассуждает: «Новое поколение значительную часть жизни проводит в сети. Представители их культуры, имеющие на них громадное влияние, совершенно неизвестны нам. Либо вызывают у нас примерно такое же отторжение, какое испытывает нынешний студент с серьгой в носу к людям искусства прошлого века, значимым для нас. Порой создается впечатление, что мы все больше становимся друг для друга инопланетянами». Насколько продуктивной окажется попытка, продолжая аналогию Шевкунова, заставить инопланетян воспроизводить звуки чужого языка и насколько это может приблизить разошедшиеся во времени поколения к взаимопониманию, вопрос спорный.

Тяжело в учении – легко в бою

Образование – это процесс, складывающийся из нескольких составляющих, лишь одна из которых – школа. Образовывает и учит среда: семья, круг общения, музыка, играющая в наушниках, передача, несущаяся из эфира. Важны учителя – те, кто вовремя подскажет, объяснит, подаст пример. Наконец, крайне важно умение трудиться, ведь образование, в том числе повышение собственного культурного уровня, это нелёгкий труд. Сейчас принято говорить, что детей нельзя принуждать к обучению, а нужно сплошь завлекать и заинтересовывать. Уроки труда, которые собралась возвращать в школы министр образования Ольга Васильева, несут и эту функцию: детей можно и нужно приучать к работе, которая вовсе не всегда бывает в удовольствие и в радость. Приобретение многих необходимых знаний и навыков, в том числе душевных, часто требует внутренней работы. Если же пустить всё на самотёк и предложить молодым людям делать только то, что им интересно, они гарантированно станут «сёрферами»: человек склонен идти по пути наименьшего сопротивления и избегать дополнительных сложностей. «Если идти на поводу у ребёнка, он станет жирным тупым уродцем, потому что будет постоянно жрать шоколад и валять дурака, – считает Владимир Соловьёв. – Чтобы дети не были идиотами, ими надо заниматься».

О роли государства

Владимир Соловьёв: Если идти на поводу у ребёнка, он станет жирным тупым уродцемКогда заходит речь о 1990-х годах, кто-то вспоминает об обретённой свободе, другие – о потере великой страны. «Но почти никто не говорит о преступлении, которое было совершено против будущих поколений: это развал системы образования», – говорит Владимир Соловьёв.

Известно, что Финляндия, система образования которой занимает верхние позиции во многих рейтингах, основана на советской модели. Да и любой из нас заметит, что у «среднего» шестидесятилетнего обладателя советского образования намного шире кругозор, чем у «среднего» молодого человека – жертвы ЕГЭ.

Беда в том, что сломана именно вся система, а не просто утеряно содержание в преподавании отдельных предметов. Исчезла система подготовки педагогов, исчезла система управления школами по всей стране (сейчас каждый регион управляет ими по своему разумению – profiok.com). Более того, надломлена и система ценностей в обществе, в результате чего исказился сам смысл образования: молодёжь часто не понимает, чему она учится и зачем.

Конечно, очень и очень многое зависит от учителя. «Учитель – «государев человек», формирующий новых людей, – говорит Владимир Соловьёв. – У школьных учителей должны быть высокие зарплаты и престижная работа. В вузы, которые выпускают учителей, должен быть самый высокий конкурс. Человек, который туда идёт, должен знать, что государство о нём позаботится».

Словом, государству стоит задуматься о создании (или о воссоздании) системы образования, потому что назвать системой существующее положение вещей пока не выходит при всём желании.

Комментарий profiok.com

Поставленные проблемы кажутся настолько глубокими и всеобъемлющими, что в существование действенного рецепта для их решения верится с трудом. Успокаивает только то, что в богатой российской истории всё уже было.

Владимир Соловьёв: Если идти на поводу у ребёнка, он станет жирным тупым уродцем«Переходная эпоха, которую переживаем мы во всех сферах культурной жизни человечества, особенно тяжко отразилась в области нравственности – может быть, потому что расшатанность моральная сильнее чувствуется и отражается на всём укладе и взаимоотношениях общественной жизни. Старые ценности утратили в значительной степени своё обаяние, новых мы ещё не нашли, и вот перед нами развёртывается пёстрая картина тоскливых неуверенных попыток найти идеалы своего времени, причём многие из этих поисков заканчиваются категорическим отрицанием безусловного, и это отрицание прежде всего захватывает область нравственности». Как вы думаете, когда написаны эти строки? Практически дословное повторение мыслей современных экспертов, правда? Между тем эти мысли были высказаны больше ста лет назад: это слова Моисея Матвеевича Рубинштейна, возглавлявшего педагогическое отделение Московских женских педагогических курсов (т.н. «Тихомировские» курсы) в 1910-1912 годах. Решение, которое предлагает Рубинштейн, носит комплексный характер, что снова возвращает нас к необходимости общегосударственного, системного подхода к проблеме, а также подчёркивает роль учителей: «На первом месте должно стоять оздоровление общей жизни, общей атмосферы, которой дышат и пропитываются дети. Рядом с этим нам необходимо подумать о более целесообразной организации маленького школьного общества, а для культуры нравственного сознания вступить на путь живых непринуждённых бесед и чтений по поводу живых событий и того материала, который в изобилии имеется в школе, в истории и литературе. Это даст уму детей на первых порах достаточную пищу для нравственного просвещения».

Впрочем, нельзя сказать, что государство совсем ничего не делает: в том числе и с системой образования. Новая глава Минобрнауки Ольга Васильева всерьёз взялась за содержательную часть образования. В школы вернулось сочинение, исчезли тестовые задачи из ЕГЭ, идёт речь о возвращении уроков труда. Даже тот факт, что в эфир к Владимиру Соловьёву пришла Ирина Мануйлова, директор департамента государственной политики Минобра, говорит о многом: раньше представители этого ведомства не очень любили общественные дискуссии. Есть надежда, что дело постепенно пойдёт на лад.

И ещё одна мысль. Старшее поколение наверняка мудрее и точно лучше образовано, так уж вышло. Но всё же хочется, чтобы в дискуссиях на подобные темы участвовало больше молодёжи. Владимир Соловьёв пригласил к разговору молодого блогера – на наш взгляд, это очень правильный ход. Ведь рассуждения пенсионеров (условных, конечно) о том, что нужно молодёжи, весьма и весьма увлекательны, но вряд ли имеют практическое применение.

Фото: пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси, пресс-служба Минобрнауки РФ, пресс-служба ЦЭРС.

История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:



Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=4151#ixzz4cEyODv5F

Картина дня

наверх