На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

«Это не болтовня, мы всё посчитали»: Путин о новом майском указе

Что не так с очередным майским указом? Почему Медведева оставили главой правительства? Что такое метрики тщеславия и как они связаны с эффективностью? Как собираются измерять производительность труда в больницах? Об этих и других вопросах, связанных с новой программой правительства, рассказывает портал profiok.com.

Почему Путин оставил Медведева во главе кабмина?

Это не болтовня, мы всё посчитали: Путин о новом майском указеКоней на переправе не меняют. Эту фразу мы привыкли воспринимать как народную мудрость, хотя она обрела популярность в нашей стране сравнительно недавно – после выхода на экраны одноимённого советского фильма. Когда в Госдуме обсуждалась дача согласия (жуткий неологизм, но ничего не поделаешь – прим. profiok.com) главе государства на назначение премьер-министра, Владимир Путин эту фразу, конечно, не произносил. Однако вся его аргументация, по сути, к ней и сводилась.

Попробуем проследить логику президента. Первое: чтобы двигаться вперёд, нужно опираться на то, что создано в предыдущие годы. Второе: перед страной стоят масштабные и амбициозные задачи, сформулированные в майском указе. Третье: решение этих задач потребует консолидации всех сил, а современная демократичная управленческая культура (то есть взаимодействие правительства с Госдумой – прим. profiok.com) сформирована Медведевым. При этом сохранение преемственности в работе правительства «имеет огромное значение».

Наконец, поставленные в майском указе задачи – это элементы программы, которая на протяжении полутора лет разрабатывалась в недрах правительства. «Это в том числе и Медведев делал со своими подчинёнными и сотрудниками администрации, – объяснил президент. – Считаю вполне логичным, чтобы эта команда и реализовывала эти планы».

После столь развёрнутой логической цепочки возражать по существу никто не решился. Даже Сергей Миронов, в конце выступления сообщивший, что «Справедливая Россия» кандидатуру Медведева не поддерживает, на протяжении всей своей речи хвалил премьер-министра. А за майский указ он вообще прямым текстом поблагодарил Путина: «Это то, что нужно нашей стране».

Словом, как-то так получилось, что иного варианта выбора кандидатуры премьер-министра не могло быть в принципе. К тому же время поджимает: как подчеркнул Владимир Путин, «времени на раскачку у нас нет, надо действовать».

Майский указ 2018 года: к чему стремимся?

Это не болтовня, мы всё посчитали: Путин о новом майском указеВ указе «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», который Владимир Путин подписал 7 мая 2018 года, обозначены, как следует из названия, наши цели и задачи на ближайшие шесть лет. Предполагается, что за это время страна осуществит научно-технологический и социально-экономический прорыв, в результате чего для граждан будут созданы комфортные условия, в которых они будут успешно развиваться и самореализовываться.

Кроме этих обтекаемых формулировок, в указе есть и «счётные» позиции, то есть конкретные показатели, достижение которых, казалось бы, несложно отследить. Так, к 2024 году ожидаемая продолжительность жизни российских граждан должна подняться до 78 лет, к 2030 году – до 80 лет. За предстоящие шесть лет уровень бедности должен снизиться вдвое (что под этим понимается, в указе не сказано – прим. profiok.com), ежегодно пять миллионов семей должны улучшать жилищные условия. К 2024 году Россия должна войти в число пяти крупнейших экономик мира, темпы роста будут выше мировых, а инфляция не превысит четырёхпроцентную отметку. При этом рост размеров пенсий должен превышать уровень инфляции. Доходы граждан будут расти, их здоровье – улучшаться, численность населения – увеличиваться.

Помимо высоких темпов экономического развития, запланированы прорывы в технологиях и науке, например, каждая вторая организация к 2024 году должна будет осуществлять технологические инновации (как это будет определяться, в указе тоже не пояснили – прим. profiok.com).

Предусмотрено также развёртывание крупных инфраструктурных проектов, связанных с региональным развитием, решение экологических проблем, продолжение реформ в сферах здравоохранения и образования. По-прежнему будет поддерживаться развитие культуры – прежде всего в целях «укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов РФ».

Не забыли авторы указа развитие экспорта и международной кооперации. К 2024 году общий объём несырьевого экспорта должен составлять 250 млрд долларов США, в том числе 50 млрд долларов США должно приходиться на продукцию машиностроения. Предполагается, что объём торговли на евразийском пространстве вырастет в полтора раза.

Это не болтовня, мы всё посчитали: Путин о новом майском указеЧисленность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства к 2024 году должна вырасти до 25 миллионов человек (видимо, это замена 25 миллионам высокопроизводительных рабочих мест из предыдущей версии майских указов, о них уже никто не вспоминает – прим. profiok.com).

Заметим, что целей, выраженных в конкретных цифрах, в майском указе не очень много. С одной стороны, это даже хорошо: в конце отчётного периода никто не будет гнаться за непременным «накручиванием» показателей. С другой стороны, как в таком случае контролировать исполнение? Скажем, едва ли единственный целевой показатель в разделе «Образование» – вхождение России в десятку ведущих стран по качеству общего образования. Всё остальное – введение новых методов обучения и воспитания, формирование системы поддержки талантов, модернизация профессионального образования, создание цифровой образовательной среды, которая обеспечила бы для всех качество и доступность образования, и так далее – обозначено лишь крупными мазками. Остаётся лишь надеяться, что в приоритетных проектах, которые должны быть приведены в соответствие с указом, конкретики будет больше.

Жаль, что из текста указа обычным гражданам невозможно понять, за счёт чего они станут жить дольше и лучше. Доходы, например, должны устойчиво расти – но это всё, что об этом сказано в документе: никаких сроков и цифр не называется.

Отвечая на висящий в воздухе вопрос, Владимир Путин в стенах Госдумы четыре раза повторил: «Всё посчитано, это не просто болтовня и слова, мы всё посчитали». Выглядело так, как будто убеждает он не только депутатов, но и себя: «Не знаю, как это у правительства будет получаться в ходе практической реализации того, что мы планируем делать… Надеюсь, что будет всё получаться так, как мы и планируем».

Медведев: начинать работать надо прямо сейчас

Это не болтовня, мы всё посчитали: Путин о новом майском указеВ майском указе обозначено, что подготовка прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2024 года, разработка механизмов достижения поставленных целей и корректировка соответствующих программ должны быть завершены до 1 октября 2018 года. Однако ещё до своего назначения на должность премьера Медведев, выступая в Госдуме, вслед за президентом повторил: «Работать надо прямо сейчас, времени на раскачку нет».

Объяснив парламентариям, что указ от 7 мая 2018 года задаёт лишь стратегические ориентиры, а «наполнять их конкретикой» будет правительство, Медведев назвал четыре направления, по которым будет строиться работа. Это планирование, финансы, кадры и эффективные механизмы.

Кадры – это члены правительства. По словам Медведева, кабмин должен соответствовать поставленным главой государства беспрецедентным задачам «и по структуре, и по людям». Он пообещал собрать в свою команду людей, «для которых работа – не должность, а образ жизни», которые умеют принимать решения, доводить начатое до конца и отвечать за результаты своей деятельности.

О механизмах Медведев высказался нечётко, сообщив лишь, что кабмин будет опираться на проектный подход, который уже хорошо себя зарекомендовал.

Что касается финансов, то согласно обнародованным цифрам, на реализацию указа потребуется дополнительно около восьми триллионов рублей. Правительству поручено представить предложения по источникам финансирования.

Владимир Путин пояснил, что дополнительные доходы появятся за счёт роста экономики (а за счёт чего будет обеспечен рост, не объяснил – прим. profiok.com). Кроме того, планируется реализация неких «общих системных мер», в результате каждой из которых планируется получить по 300-400 миллиардов. «Мы всё считали», – заверил парламентариев глава государства.

Это не болтовня, мы всё посчитали: Путин о новом майском указеВсё бы хорошо, но уже 10 мая, собрав в подмосковных Горках совещание о мерах по реализации майского указа, Медведев заявил, что деньги для этого «должны быть найдены». Странно: если всё давно посчитано, наверное, поиск средств – не самая сложная задача?

Остаётся самое важное направление работы правительства, как раз связанное с расчётами: планирование. Согласно тексту майского указа, прогноз социально-экономического развития страны до 2024 года, основные направления деятельности правительства, а также изменения в национальных программах по приоритетным направлениям развития должны быть утверждены 1 октября 2018 года. «Времени немного, сроки достаточно жёсткие, – заявил Дмитрий Медведев. – 1 октября – это максимальный срок. На самом деле работать нужно начинать прямо сейчас. И целый ряд документов может появиться раньше».

Это не болтовня, мы всё посчитали: Путин о новом майском указеПримечательно, что Медведев так спешит начать работу, что провёл уже два совещания до официального утверждения структуры и нового состава кабмина. Более того, несмотря на многократно озвученные обещания работать «в максимально открытом режиме», содержательная часть этих совещаний прошла за закрытыми дверями. На первом глава кабмина говорил о сложности и масштабе поставленных задач, требующих «аккуратных и взвешенных решений». На втором совещании речь шла о промышленности. Дмитрий Медведев подчеркнул, что на текущем этапе важно завоёвывать новые рынки, а при совершенствовании и развитии мер поддержки уделять внимание тем отраслям, которые дают максимальную отдачу. Что касается программы по цифровой экономике, то её ориентиры будут периодически меняться, поскольку нам важно «не опоздать» и попасть в мировые тренды.

Что касается состава будущего правительства, то некие выводы можно сделать исходя из состава участников этих двух совещаний. Помимо чиновников, чьи фамилии были озвучены Медведевым в Госдуме как вариант кандидатов в вице-премьеры, на совещаниях присутствовали и.о. министра экономического развития Максим Орешкин и и.о. главы Минпромторга Денис Мантуров. Интересно, что на оба совещания был также приглашён исполняющий обязанности вице-премьера Аркадий Дворкович, фамилии которого не было в перечне номинантов на должности зампредов правительства.

Как бы то ни было, новый состав кабмина, видимо, будет оглашён в ближайшие дни. Раз нужно скорее начинать работу, неплохо было бы для начала назначить ответственных.

Как оценить эффективность?

Те, кто более или менее внимательно прочитал текст президентского указа от 7 мая 2018 года, наверняка заметили, что его разные разделы составлены по-разному. Это понятно: ими, по всей видимости, занимались разные ведомства, а свести всё воедино ни у кого руки так и не дошли.

Нет единообразия даже в постановке целей. Например, в разделе, посвящённом образованию, целью называется «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности» (как это оценить? – прим. profiok.com), в разделе о культуре – десять целей: от упомянутого выше укрепления гражданской идентичности до закупки инструментов в музыкальные школы. В разделе о цифровой экономике целями значатся использование «преимущественно отечественного» программного обеспечения, а также увеличение затрат (это цель?! – прим. profiok.com) на развитие «цифровой» сферы минимум втрое по сравнению с 2017 годом. Чем больше потратим, тем, стало быть, ближе к цели?

Это не болтовня, мы всё посчитали: Путин о новом майском указеВозможно, изначально так и задумывалось, что всё будет как всегда. Тогда членам нового кабмина волноваться не о чем. Например, если ещё месяц назад Владимир Путин просил Медведева проанализировать ситуацию с майскими указами 2012 года и «обсудить с коллегами» пункты, которые не удалось выполнить, то 6 мая он уже признал: ничего страшного, что не всех показателей удалось достичь. «Так всегда бывает, когда берёшься за масштабный долгосрочный проект», – объяснил глава государства и поблагодарил правительство за отличную работу.

В начале апреля Дмитрий Медведев встречался с главой Счётной палаты Татьяной Голиковой (видимо, в том числе на фоне появления идеи о назначении Голиковой на пост вице-премьера – прим. profiok.com). «В проекте Бюджетного кодекса где-то 14 раз достаточно декларативно упоминается термин «эффективность», но нигде нет и намёка на то, как её измерить», – посетовала на этой встрече глава СП. Вообще Голикова – одна из немногих, если не единственная среди чиновников высокого ранга, кто регулярно обращается к теме оценки эффективности. Похоже, кроме Счётной палаты, никого особенно не беспокоит отдача от вложенных бюджетных средств, лишь бы показатели были выполнены.

Роланд Шарифов«В корпоративном менеджменте принято выделять особый род показателей – так называемые метрики тщеславия, vanity metrics, – объяснил порталу profiok.com директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – Они никоим образом не отражают ход развития проекта, никак не характеризуют отклонение или, наоборот, соответствие выбранному вектору развития. Это просто статистические данные, которые хорошо смотрятся в отчётах или пресс-релизах. Для принятия эффективных решений таких данных следует избегать, это просто «информационный шум».

Это не болтовня, мы всё посчитали: Путин о новом майском указеКак ни прискорбно, отчёт правительства за предыдущие шесть лет был переполнен именно такими данными. «В период с 8 мая 2012 года Правительство России приняло 25717 постановлений и распоряжений. В Госдуму внесены 1755 законопроектов, из которых приняты парламентом и подписаны Президентом России 1542. На разных стадиях рассмотрения Думой находятся 270 правительственных законопроектов. Таким образом, общее количество принятых за 6 лет социально-экономических решений превышает 27 тысяч», – торжественно сообщается на сайте кабмина. Молодцы, конечно. Но чтобы оценить работу кабмина, хотелось бы посчитать, много ли людей стали жить лучше за это время, во сколько обошлось бюджету каждое принятое социально-экономическое решение и что это всё нам дало».

В ситуации, когда правительство оказывается не в состоянии (или не хочет, но об этом лучше не думать – прим. profiok.com) адекватно оценить эффективность собственных действий, наличие приоритетной программы по повышению производительности труда вызывает, мягко говоря, недоумение. Между тем к 2024 году, согласно тексту майского указа, должен быть обеспечен рост производительности труда в несырьевых отраслях не менее чем на пять процентов в год. В рамках программы планируется предоставление налоговых преференций компаниям, которые занимаются модернизацией основных фондов и внедряют передовые технологические и организационные решения, в том числе с использованием цифровых технологий. Кроме того, как сообщили на днях «Известия», Минэкономразвития собирается включить в эту программу учреждения здравоохранения и образования.

Наверное, можно было бы оценить эффективность конкретного вуза числом выпускников, успешно трудоустроенных по специальности, а об эффективности больницы стоило бы судить основываясь, например, на отзывах пациентов и качестве их лечения. Но это было бы слишком сложно, да и достичь таких показателей намного труднее. Поэтому производительность труда в больницах решено измерять временем, которое будет затрачено на первичное обследование пациента, в библиотеках – скоростью выдачи книг и так далее. Если в одной больнице обследуют дольше, а в другой лечат хуже, какая эффективнее? Для нас ответ неочевиден, а чиновникам, похоже, тут всё ясно.

Интересно всё-таки, по какой логике проводились расчёты во время подготовки майского указа. А ещё хотелось бы понимать, от чего будут отталкиваться члены команды Медведева при подготовке новой партии основополагающих документов. Президент спокоен: всё посчитано. Если учесть, что в предполагаемом составе кабмина не так уж много изменений, этот тезис звучит тревожно. Разве что на Голикову надежда: может быть, когда она станет вице-премьером, к ней, наконец, прислушаются?

Фото: пресс-служба президента РФ, пресс-служба правительства РФ, пресс-служба ЦЭРС.

История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:



Источник: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=6361#ixzz5FSqPw9XO

Картина дня

наверх