На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Блог всё обо всём)

5 подписчиков

Художники г.Орла

Как жаль, что не все мы художники. Насколько внимательнее смотрели бы мы на всё, что нас окружает, в том числе и на наш город, будь мы художниками. Ведь они не только смотрят, но и видят лучше нас: там, где нам всё кажется серым, они различают множество оттенков, а если у природы вдруг случается праздник цвета, то первыми его замечают и начинают им восхищаться именно художники.

Много ли художников среди нас? Сможет ли обычный горожанин, если он не студент худграфа, назвать две-три фамилии орловских художников? А десять? Часто ли мы посещаем музей искусств или выставочный зал? А где они, кстати, находятся? Мне кажется, что пора нам начать знакомиться с этими интересными и талантливыми людьми, увидеть некоторые произведения, которые они согласились показать на этом сайте. Чем чаще мы будем видеть настоящее искусство, тем богаче мы будем становиться сами.

Валентин Васильевич Анисимов
(1942 - 1988)

 

Основные даты жизни и творчества

1942 — Родился 14 февраля в поселке Кромы Орловской области.

1959 — Кромскую среднюю школу.

1959-1962 — Поступил на художественно-графический факультет Орловского педагогического института (ныне Орловский государственный университет), где проучился два года.

1962-1963 — Работает художником-декоратором производственного участка управления торговли г. Орла.

1963-1966 — Призван в ряды Советской Армии. Служит в Морфлоте в Севастополе.

1965 — Награжден юбилейной медалью «20 лет Победы в Великой Отечественной войне».

1966-1968 — Возобновил учебу на художественно-графическом факультете Орловского педагогического института.

1968 — Перевелся на второй курс отделения монументально-декоративной живописи факультета интерьера и оборудования Харьковского художественно-промышленного института. Учился у Е. П. Егорова и А. А. Хмельницкого.

1972 — Окончил Харьковский художественно-промышленный институт. Дипломная работа - эскиз и фрагмент росписи «Декрет о земле».

Начало самостоятельной творческой деятельности.

1972-1977 — Преподает в качестве ассистента на кафедре изобразительного искусства художественно-графического факультета Орловского педагогического института.

1973 — Входит в состав творческой группы художников, возглавляемой народным художником СССР, лауреатом Государственной премии имени И. Е. Репина А. И. Курнаковым, которая работала в Железногорске, на Михайловском руднике (Курская область).

На основе собранного в Железногорске материала работает над триптихом «Курская магнитная аномалия».

1974 — Входит в состав молодежной секции, созданной при Орловской организации Союза художников СССР. Член молодежного областного выставкома.

Член художественного совета художественно-производственных мастерских Орловского отделения Художественного фонда РСФСР.

1975 — Член художественного совета при райисполкоме Заводского района Орловской области.

Разрабатывает эскизы монументальных росписей для краеведческого музея в г. Мценске (Орловская область). Принят в члены Союза художников СССР. Начинает цикл произведений, посвященных военной теме.

Декабрь 1975- январь 1976 — Работает на творческой Академической даче.

1976 — Является одним из инициаторов проведения в Орле зональной выставки произведений молодых художников региона «Край Черноземный». Входит в состав экспозиционной комиссии зональной выставки.

1977 — С этого года работает художником-монументалистом в художественно-производственных мастерских Орловского отделения Художественного фонда РСФСР.

1977-1980 — Работает над полотнами, посвященными творчеству орловских писателей И. С. Тургенева и Н. С. Лескова.

1978 — Пишет портреты, жанровые композиции, обращается к натюрморту. Разрабатывает театральную тему. Работает над монументальными росписями в краеведческом музее г. Болхова (Орловская область).

1981 — Работает над монументальными росписями в техникуме железнодорожного транспорта г. Орла. Оформляет в технике сграффито интерьеры в Орловской школе ГАИ.

1982 — Творческая поездка в Болгарию. Участие в международном пленэре с художниками города-побратима Разграда.

1984-1985 — Оформляет в технике сграффито мемориал Победы в поселке Верховье Орловской области.

1984-1985 — Создает совместно с Н. С. Силаевым монументальные росписи в Доме молодежной моды г. Орла. Пишет композиции «Времена года», «Мастера».

Создает совместно с Н. С. Силаевым монументальные росписи в машиностроительном институте г. Орла (ныне Орловский государственный технический университет). Пишет композиции «Студенты», «Новая эра».

1986 — Разрабатывает в графике антивоенную тему.

Делает монументальную роспись в диетической столовой в г. Орле.

1987 — Творческая поездка в Болгарию. Участие в международном пленэре с художниками города-побратима Разграда.

1987-1988 — Создает монументальную роспись «Народное искусство» в Доме культуры поселка Змиевка (Орловская область).

Создает совместно с Н. С. Силаевым монументальные росписи в областном театре кукол. Пишет композиции по мотивам западноевропейских сказок. Пишет портреты, жанровые композиции, натюрморты. Создает диптих «Мое наследство» (1987). Готовит работы к юбилейной персональной выставке произведений, которую планирует провести в год своего пятидесятилетия.

2 июня Валентин Анисимов скоропостижно скончался.

1989 — Состоялась посмертная персональная выставка произведений Валентина Анисимова в г. Орле.

Этот альбом, посвященный творчеству Валентина Анисимова, дань памяти безвременно ушедшего художника. К сожалению, персональная выставка его произведений не состоялась при жизни. Он намеревался организовать ее в канун своего пятидесятилетия, заранее к ней готовился, пересматривал и отбирал работы, обдумывал новые. Но судьба распорядилась по-другому. Трудно поверить, что творчество художника неожиданно, в одночасье прервалось, выпало из общего потока нашей жизни, а его искусство стало принадлежать уже истории, и с каждым годом дистанция, отделяющая имя Валентина Анисимова от живущих, увеличивается...

Одно из последних его произведений диптих «Мое наследство» (1987) воспринимается сейчас как исповедь художника, почувствовавшего необходимость вернуться к своим истокам, осмыслить пройденный путь и подытожить созданное. Картина-размышление о нравственных категориях духовного бытия человека, об истинных ценностях, формирующих личность.

Что есть понятие «наследство»? В чем оно выражается? В овеществленном ли ассортименте предметов движимого и недвижимого, обозначающих на бытовом уровне степень достигнутого благополучия? Валентин Анисимов рассматривает это понятие как категорию высшего порядка, олицетворяющую сферу нравственных представлений о духовной преемственности, без чего невозможно существование человека как личности. Что получил в наследство и чем приумножил? Что остается людям?

Деревенскому мальчишке в наследство от отца, сельского фотографа, достались старый фотоаппарат, книги, настенные часы вот и все имущественное богатство. Но главное, что передалось от отца к сыну, любовь к искусству. Отец был самоучкой, занимался рисованием, живописью. Неудивительно, что мечта стать художником не давала покоя с детства.

После школы Валентин Анисимов поступил на художественно-графический факультет Орловского педагогического института (ныне Орловский государственный университет). Оттуда был призван в армию. Четыре года прослужил в Морфлоте в Севастополе. Демобилизовавшись, возобновил учебу на факультете и через два года перевелся в Харьковский художественно-промышленный институт на отделение монументально-декоративной живописи факультета интерьера и оборудования.

В 1972 году завершил учебу защитой дипломной работы «Декрет о земле», которая в тот же год экспонировалась на Всесоюзной выставке дипломных работ художественных вузов страны в Москве и Ленинграде, а в следующем на республиканской выставке молодых художников Украины в Киеве. Таким образом, с 1972 года началась самостоятельная творческая деятельность.

Личность художника формировалась под влиянием искусства эпохи Возрождения, традиций древнерусского искусства, творчества художников «сурового стиля». В произведениях старых мастеров он старался понять принципы обобщения, структуру большой формы. Был увлечен древнерусским искусством. Тщательно изучал оригиналы, ездил в Ферапонтов монастырь, копировал фрески Дионисия, присматривался к местному колориту, ворошил старые книги и рукописи, добывал сведения о секретах письма, выспрашивал реставраторов, хотел узнать все тонкости фресковой живописи, сам пробовал следовать старинным приемам и технологии. У древнерусских иконописцев его восхищали поэтическая сила духовного выражения и эмоциональное звучание цвета. От современников, художников «сурового стиля» воспринял романтический настрой души и лаконизм художественного языка, непредвзятость оценки действительности.

Обращение к традициям европейского, русского и современного искусства диктовалось внутренней потребностью достичь высокой пластической культуры, художественного универсализма. Валентин Анисимов в равной степени владел карандашом, кистью и резцом, был прекрасным рисовальщиком, крепким живописцем и графиком. Писал портреты и жанровые композиции, пейзажи и натюрморты. Работал в монументальной живописи, здесь часто сотрудничал с орловским художником

Н. Я. Силаевым. Росписи «Борьба за национальную независимость» , «Митинг» (1979) стали неотъемлемой частью экспозиции Мценского краеведческого музея. Композиции «Новая эра», «Студенты» (1984 - 1985) значительно дополнили и украсили интерьер Орловского машиностроительного института (ныне Орловский государственный технический университет). В Доме молодежной моды разместились его росписи «Времена года», «Мастера» (1985), а в фойе кукольного театра - красочные композиции по мотивам западноевропейских сказок (1987 - 1988). Многое из его монументальных росписей уже снесено прошедшей эпохой перемен. Об утраченном напоминают теперь сохранившиеся эскизы и фотографии.

Ему принадлежат и оригинальные графические листы на антивоенную тему, созданные в 1982 году: «Тревога», «Агрессия», «Катастрофа», «Как-то Эйнштейн сказал...», «Начало», в которых ёмко и образно показана разрушительная сила войны, ее антигуманная сущность.

Литературная Орловщина нашла отражение как в иллюстрациях к рассказу Н. С. Лескова «Административная грация» (1981), так и в живописных произведениях «Пруд Савиной» (1978), «Воспоминания в Горохове. Портрет Н. С. Лескова» (1980), натюрморте, посвященном Н. С. Лескову (1980).

Одним словом, Валентин Анисимов был художником разносторонних интересов, живо откликался на события современной действительности. Его произведения, неоднородные как по своему содержанию, так и по изобразительному решению, при жизни вызывали неоднозначные суждения и оценки. Но в них отразился весь сложный, порой мучительный и противоречивый процесс осознания своего предназначения, обретения себя и утверждения своего взгляда на мир. По складу своей натуры он больше аналитик, в художественной практике предпочитает не чувственное созерцание и непосредственное восприятие, а синтез впечатлений и фантазии, сплавленных в обобщенную образно-метафорическую форму.

Независимо от того, обращается художник к нашей повседневности или к истории, он рассматривает и то, и другое в преломлении человеческой индивидуальности с ее особым и неповторимым миром, сквозь который угадываются и общие черты времени. Анисимова интересуют глубинные процессы, происходящие в человеке, внутренняя работа души. На картинах художника человек находится в состоянии размышления, причем это не отвлеченное созерцание вокруг себя, а погруженность вовнутрь себя, сосредоточенность ума и сердца. В ранних работах, подобно триптиху «Курская магнитная аномалия» (1974), Анисимову еще необходимо объединить людей, разных по характеру, совместной созидательной деятельностью, то есть в них еще сохраняется внутренняя коллективность, дух общности. Художнику удалось и создать образ строителей Курской Магнитки, примечательный своей типичностью, и достичь впечатления слаженности трудового ритма гигантской металлургической базы.

В дальнейшем художник обостряет проблему коммуникабельности, его герою все труднее находить общий язык с окружающим миром, что приводит к конфликту и с самим собой. Человек у Анисимова не испытывает душевной гармонии, и его мучает извечный гамлетовский вопрос: «Быть или не быть...» Он остается один на один со своими противоречиями, и ему приходится полагаться в нравственном выборе только на себя.

Художника волнует не столько сильная сложившаяся личность, сколько проблема противоположная: что мешает человеку реализовать в жизни свой талант, надежды и мечты.

Неосуществленное - так можно было бы обозначить тему многих полотен Валентина Анисимова. Не осуществленное в судьбе и творчестве. Какая разница - простой это смертный или художник, который, как и любой другой человек, также смертен и держит еще более строгий ответ перед судом времени.

В старухах Анисимова это несбывшаяся мечта о земном счастье, а в творческой судьбе - неосуществленные замыслы и нереализованные возможности. Художник стремится выразить драму несостоявшейся человеческой жизни.

В своеобразных картинах-портретах «Аграфена Андреевна Бахорина» (1975), «Ждет внуков» (1976), «В избе» (1983) автор дает почувствовать трагические последствия Великой Отечественной войны в судьбе отдельного человека, глубоко запрятанную боль тех, кто не дождался возвращения с полей сражений родных и близких. Художник рассказывал: «В деревне остались одни старухи, совсем одинокие. Ничего не надо было выдумывать. Как все было, так и переносил на холсты». / Из записи беседы с художником, состоявшейся 12 апреля 1988 года. Архив Т. А. Рымшиной./

Этим старухам не с кем разделить бремя своего одиночества. Их жизнь раскололась на две неравные части: меньшую, ту, что до войны (там было все: любовь, семья, дети - все, без чего само понятие человеческого бытия теряет всякий смысл), и большую, ту, что продолжается после войны, где нет ничего, кроме воспоминаний об утраченном, все быльем поросло и пеплом припорошено. Коротают анисимовские старухи свой длинный век в окружении давнишних пожелтевших фотографий (эхо призрачного, несостоявшегося бабьего счастья), радуются каждому зашедшему в их дом да терпеливо дожидаются редких приездов внуков, если еще не оборвалась последняя нить родства.

«Деревенские портреты В. Анисимова вызывают сочувствие своей достоверностью, - отмечал московский критик А. И. Морозов. - И человек, и среда несут у художника печать той правды, которую раскрывают нам картины В. Попкова. В. Анисимову удалось по-своему прикоснуться к той же теме народной судьбы, что так ярко звучала в «Мезенских вдовах». /Морозов А. И. Общность творческих поисков//Художник. 1976. № 12. С. 30./

Все та же мысль о неосуществленной человеческой жизни, вырванной войной, выражается и в картине «Последняя фотография» (1983). В ее основе - трагическая реальность. Брат матери ушел на войну и не вернулся. Осталась от него лишь полуистлевшая фотография - хрупкое свидетельство о погибшем солдате, удерживающее его образ и судьбу в людской памяти.

Следует заметить, что предметный мир в произведениях Анисимова также соотнесен с человеческой жизнью и вне ее лишен смысла. Предмет воспринимается художником не столько овеществленной реликвией эпохи, сколько внутренним скрепом событий, человеческих взаимоотношений, символом духовного родства поколений, связующим звеном прошлого, настоящего и будущего земного бытия, побуждающего художника к поиску сущностных взаимосвязей окружающей действительности.

Валентин Анисимов испытывал глубокую потребность понять скрытые пружины творчества как высшего проявления духовной энергии человека, старался запечатлеть состояние вдохновения и напряженность работы, моменты бессилия и счастья озарения.

Сомкнулись самые противоречивые чувства в белом холсте на мольберте «В мастерской» (1987) - одной из последних картин живописца. Здесь пересеклись страсть и темперамент, раздумье и готовность к действию, в тугой узел связались сомнения и надежды. В дерзкой открытости холста и магнетизирующей его белизне - пугающая неизвестность и вызов (в который раз?) судьбе. Что можно извлечь из белого безмолвия? Что можешь сказать? И можешь ли? И как выразить наболевшее, задуманное, чтобы это затронуло души других?

Вечное противостояние готовой выплеснуться творческой энергии и холодно-неприступного отчуждения холста. В этом - узнавание рождения того мгновения, в котором сплавляются порыв души, взрыв вдохновения и полет воображения, дающих импульс движения руке и кисти, вечная борьба живописной материи с материей холста. Вечное стремление художника во все времена одухотворить безжизненную поверхность и наполнить ее живым дыханием бытия.

В работах Анисимова последних лет на смену рационализму и живописной сдержанности пришли философская зрелость мысли и глубокий психологизм, метафорическая содержательность и эмоциональная образная ассоциативность, декоративная звучность и экспрессивная манера письма. Не случайно в последние годы его все больше занимал театр, в самой специфике которого заключен синтез всех сфер искусства и выразительных средств, где, как ни в каком другом виде искусства стыкуются трагическое и комическое, поэтическая метафора и гротеск, реальность и абсурд - все то, что так хотелось художнику передать и в живописи. Чувствовалось, что он готовился взять новую высоту, - столько в нем было жизненной энергии и внутреннего подъема, накопленного опыта, мастерства, но творчество оборвалось на взлете, так и не достигнув своей вершины.

Что может быть трагичнее задуманных и неосуществленных произведений? Реквиемом по несбывшемуся звучит белый холст на мольберте в картине «Памяти художника» (1983). Но возвращает из небытия и забвения имя Валентина Анисимова оставшееся нам в наследство его искусство. В живописных полотнах и графических листах, рисунках и росписях заключена творческая энергия мысли и чувства, обращенных в будущее. До тех пор, пока будут жить его произведения, до тех пор будет продолжаться диалог художника со зрителями, будет слышаться и его монолог о жизни, времени и о себе...

 

 

Картина дня

наверх