предлагает Вам запомнить сайт «»
Вы хотите запомнить сайт «»?
Да Нет
×
Прогноз погоды
Сказочный Мир
Приглашение на курс веб-занятий Прикладной Культурно-Исторической Психологии: «Психологическое очищение в народной культуре. Открытие горла», первое занятие - 24 августа 2018 г.: https://vk.com/public66943076 .
1
1
Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Сказочный Мир
Подготовка к семинару "Этнография целительства" в Тюмени.
Приглашаем на семинар психологов, педагогов, врачей, людей занимающихся духовным поиском и самопознанием, а так же тех, кому интересны вопросы здоровья телесного и психологического: https://vk.com/event161168504.
1
1
Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Йовка Златева
С Днем Рожденья! Всего най-лучшего и доброго!
1
4
Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Сказочный Мир
Сказочный Мир 16 апреля, в 08:42 * Текст скрыт развернуть
0
sergey koinov
sergey koinov 16 апреля, в 11:10 Поздравляю! Здоровья,любви и удачи! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Сказочный Мир
«Поиски» из новой сказки Александра Шевцова об Охотнике.
Чем отличается учение от познания? Только тем, что, учась, ты знаешь, как надо добывать знания. Поэтому учение начинается тогда, когда тебе объяснили, как надо учиться. А ребенок еще не умеет учиться, поэтому он познает.
В сущности, и познание и учение позволяют обрести знания об этом мире. Но познание – это выживание в неведомом с помощью знаний. И потому все знания познания настоящие. А вот учение – это уже от сытости, это не для…
Читать далее
0
1
Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Сказочный Мир
«Корень учения горек!» из новой сказки - повести А. Шевцова.
Litterarum radices amarae, fructus dulces sunt…
Охотник вернулся в деревню и целый день расспрашивал соседей, не помнит ли кто, как и откуда его привезли. Люди называли разные места, кто предполагал, что привезли его из Шуи, кто – из Костромы, кто-то говорил про Суздаль или Ростов… Где жили его родители перед смертью никто не знал, но спорили охотно и жарко, обзывая друг друга дураками!
Спор уверенно превращался в выяснение, кто умнее, как это, вообще, свойственно всем спорам на Руси. Охотник мог бы заметить эту философическую особенность русской культуры, но от утомления сам отупел и ушел спать, решив, что к утру решение найдется.
Ночью пришел к нему сон и мучил его.
Внезапно оказался он в какой-то избе, косматый и бородатый учитель с очками на носу сидел во главе стола и бил толстой линейкой какого-то мальчика по ладони. Федот точно знал, что учителя зовут отец Иван, и что следующая очередь получать пали будет его, если только он не справится с чтением.
По обеим сторонам стола сидели еще мальчики и девочки разных возрастов, потому что, и это Федот тоже знал, школа была одноклассной, но обучение было двухлетним, что значит, что в одно время занимались одновременно два класса разных возрастов. Читали все, однако, одну и ту же книгу с названием «Первоначальное учение человеком». Впрочем, кто читал, а кто просто водил по засаленным и рваным страницам указкой из заточенной лучины.
Федот читал: «Во имя Отца и Сына и Святого духа: аминь. Боже в помощь мою вонми и вразуми мя во учение сие!», - а думал при этом: «Что такое вонми?»
Сидящий рядом с ним большой мальчик Егорий зубрил «слози имен»: «Аз – ангел, ангела, ангельский, архангел, архангельский…» Кто-то сбоку зубрил цифры: аз – один, буки – два… А девочка напротив повторяла имена просодий: «оксия, вария, камора, звательцо, титла, апостроф, кавыка, ерок…»
Выписав палей баловнику, отец Иван повернулся к Федоту, и, глядя на него, велел всем с молитвой перекреститься и изрек: «Корень учения горек! Еще Аристотель сказал! Не знаете Аристотеля? Ну, и не надо! Ну-ка, непослушный отрок Федот, прочитай наизусть краткие нравоучения!
- В несчастьи не унывай, в счастьи не расслабевай! – произнес Федот, набравшись воздуху.
- Еще! – потребовал отец Иван.
- Что терпеливый сносит, о том малодушный воздыхает!
- Дальше!
- Будь к низшим приветлив… - начал Федот и понял, что опять не сможет вспомнить всего, – встречающих приветствуй, приветствующим… говори правду, никогда не лги…
Отец Иван будто взвился, замахиваясь линейкой:
«Будь к низшим приветлив, встречающих приветствуй, приветствующих восприветствуй взаимно, невежу наставь, говори правду, никогда не лги. Сия храни и будеши благополучен! А ты, тупица, не хранишь! Ты невежа! Ничего, наставим! В угол, на горох!
И Федот поплелся в угол у печи, где уже стояли на коленях двое провинившихся. Плелся он недостаточно ретиво, и потому успел словить линейкой по затылку, после чего прыжком оказался на рассыпанном горохе. В голове была одна мысль: Слава тебе господи, что не дресва!
Дресва – это мелкий щебень с крупным песком. После него ноги не просто болели, а могли воспаляться. Горох же можно есть. И оба пацана, стоявшие на горохе, незаметно переправляли горошины в рот. А мальчик, стоявший на дресве, так же незаметно выковыривал камушки покрупнее из под колен, отодвигая их в сторону. Если учитель засечет, то заставит бить поклоны, пока кровь носом не пойдет…
С ощущением ужаса и крови в носу охотник проснулся и долго лежал, не шевелясь, глядя в темноту невидящими глазами. Воспоминания, которых не было до этого в его памяти, шли перед ним точно картины.
Вспомнилось, как учитель отправлял домой в вывороченной наизнанку шубе, так что весь народ потешался. Как провинившегося укладывал у порога, чтобы все шедшие с уроков домой, через него переступали. Вся учеба заключалась в зубрежке, в запоминании кусков, отмеченных в книжке ногтем отца Ивана: от сель до сель! Это называлось знать.
И обучение было двухбальным, вспомнил вдруг охотник: знает – не знает! Вот где исток и корень его понятия о знаниях!
Всю неделю отец Иван ставит оценки ученикам в табличку. В субботу урок начинается с колен: все встают на колени, а учитель держит в одной руке кондуит, в другой линейку и по очереди вызывает:
- Егорий Стрельцов! Кругом знает… Садись на скамью!
- Сергей Максимов… два раза не знает! – за каждое «не знает» увесистая паля по ладони!
- А как же меня звали?! – вдруг полыхнула мысль в сознании охотника. – Какую фамилию он называл?
В деревне бабку с дедом звали Комаровыми, и потому Федота с детства дразнили кумариком. Но учитель точно вызывал его не по этой фамилии. Но по какой?
- Пойду в Шую, обойду все приходские школы при монастырях, найду, где учился! Узнаю себя, узнаю про родителей, - вдруг принял решение Федот. - А заодно найду грамотного человека, который прочитает мне письмо, полученное от колдуна! Где же еще быть грамотным, как не в школах?!
Вот, что значит, утро вечера мудренее! Не то, чтобы утренние решения мудрее вечерних, но зато ясность в голове полная, сомнений никаких, просто бери и делай!
https://www.facebook.com/al.al.shevtsov/posts/57278967974637...
1
2
Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Картина дня