"...Странно было потом читать в центральных СМИ, что БАМ строили заключённые..."
Заключённые начинали строить БАМ в 1930-х годах.
"... Летом 1932 г. начались проектно-изыскательские работы на участке ст. Уруша Забайкальской ж/д — зимовье Тында — пос. Пермский (будущий «город на заре» Комсомольск-на-Амуре, объявленный таковым 10 декабря 1932 г.). Параллельно шла закладка головного участка трассы Тахтамыгда — Тында..."
Набранные рабочие почти все разбежались.
"... В условиях глухой тайги никто не подумал о жилье, питании, обмундировании для строителей, элементарной механизации их труда (лошадиных силах).
Все это вместе взятое (плюс накопившаяся к октябрю трехмесячная задолженность по зарплате) привело к оттоку рабочей силы. Из рапортов растерявшегося начальства видна удручающая картина. БАМу требовалось 12 тысяч землекопов — в наличии было 504. Требовалось 2389 бурильщиков — в наличии 50. Требовался 5101 плотник — в наличии 498. Стало очевидно — «объект особой важности», каким объявило БАМ правительство, неподъемен.Тогда 23 октября 1932 года Политбюро ЦК ВКП(б) выносит свое постановление, на основе которого через 4 дня появляется секретное постановление СНК СССР №1650/340с — строительство БАМа передать ОГПУ. Эта организация только что обрела успешный опыт ударного строительства. На костях заключенных сооружен Беломорканал. Теперь спецслужбе поручалось освоить второй в ее истории, еще более крупный хозяйственный объект..."
То есть строили в основном зеки.
В войну рельсы с построенных участков увезли на рокадную дорогу по левому берегу Волги от Саратова до Сталинграда.
Строительство остановилось.
В 1970-х - 1980 комсомольцы были только на Западном участке БАМа.
Восточный участок строили в основном солдаты.
И я строил в 1980 - 1984 два года как желдорбатовец (Маревая, Харпичан, Мавринск, Эворон, Верхнезейск), два года как плотник строительный в СМП "Подмосковье" в Верхнезейске.
Комсомольцев на Восточном участке не было.