На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Краткая информация

  • 31.12.1966, 57 лет
Василий Семёнович Лановой:
"Забытый Герой" (Город Баку)
Сегодня историки признают, что без Баку Красной Армии было бы весьма нелегко добиться победы в войне. Примерно 80 процентов топлива для советских танков и авиации давали азербайджанские нефтяники, не обычными способами Азербайджанские нефтяники отправляли нефть по Каспийскому морю ради общей победы. В городе Баку в три смены труженики тыла обеспечивали воюющую армию боеприпасами, военной техникой. В Бакинских больницах и школах находились военные госпиталы.
До начала Великой Отечественной войны первое место по грузообороту занимал Каспийский флот. По Каспийскому морю перевозилась примерно одна треть грузов, транспортируемых по всем морям СССР. Это объясняется прежде всего близостью к морю нефтяных месторождений, нефтеперерабатывающих заводов, хлопковых баз. Подвоз в районы Кавказа и Средней Азии леса и хлеба, доставляемых на Каспий по Волге и Уралу также обусловливал высокий уровень грузооборота. Основными грузами, определяющими значение Каспийского моря, являлись нефть и нефтепродукты, которые в основном шли из Баку в Астрахань для дальнейшего следования вверх по Волге в различные районы СССР.
До начала Великой Отечественной войны Азербайджанская ССР была локомотивом отрасли: главным поставщиком нефти и нефтепродуктов, кузницей специалистов в нефтяной отрасли, изготовителем нефтяного оборудования. Несмотря на военные действия, Баку оставался главным поставщиком горюче-смазочных материалов. В годы войны азербайджанские нефтяники производили до 80 % топлива всей страны. В первый год войны отправили 23,5 млн тонн нефти. Всего же 75 млн тонн нефти было отправлено на военные нужды в период Великой Отечественной войны.
Маршал Советского Союза Георгий Жуков: Нефтяники Баку давали фронту и стране столько горючего, сколько нужно было для защиты нашего Отечества, для быстрой победы над врагом
Бывший посол России в Азербайджане Василий Истратов : Без природных ресурсов Азербайджана не было бы победы в Великой Отечественной войне.
Вклад в материально-техническое обеспечении Красной Армии
Отправка нефти на фронт. Баку, 1942 год
Защите Баку от вражеской авиации уделялось огромное значение задолго до начала войны.
В начале мая 1942 года постановлением Государственного комитета обороны от 5 апреля путём реорганизации Бакинского корпусного района ПВО была сформирована Бакинская армия ПВО. Её управление было создано на базе переформированного управления 3-го корпуса ПВО. Организационно армия входила в Закавказскую зону ПВО, с апреля 1944 года — в Закавказский фронт ПВО. В мае — октябре 1942 года в период активных действий немецких разведывательных самолётов в границах армии её боевой состав включал:
•8-й истребительный авиационный корпус ПВО (6 истребительных авиационных полков),
•7 зенитных артиллерийских полков,
•1 полк зенитных пулемётов,
•1 прожекторный полк,
•полк аэростатов заграждения,
•полк ВНОС,
•другие отдельные части.
Командиру корпуса ПВО оперативно подчинялась истребительная авиация (ИА) ВВС, назначенная для выполнения задач противовоздушной обороны города.
И, надо отметить, что с основной своей задачей Бакинские части ПВО успешно справились. Все попытки пробиться к Баку пресекались частями ПВО еще на дальних подступах к городу, и только одному немецкому асу удалось безнаказанно пролететь над южным городом.
Трудно сейчас сказать, сколько было всего попыток немецких самолетов прорваться к Баку, но есть возможность назвать их потери. Пять самолетов, пилотируемых, как правило, опытнейшими асами свидетельствуют о серьезных намерениях Люфтваффе.
По сводкам потерь службы генерал-квартирмейстера Люфтваффе, опубликованным на сайте «Угол неба» потери дальних разведчиков в 1942 году применительно к Баку составили:
31.01.42 Ju88 заводской №0672 (бортовой код K9+WH), цель задания – Баку, место гибели – неизвестно, экипаж (Lt. Wuestholz H., F.; Olt. Ottmann E., Bo.; Ofw. Erdmann A., Bm.) пропал без вести.
14.08.42 Ju88D-5 заводской №430245 (бортовой код T5+FK), цель задания – Махачкала-Баку, место гибели – неизвестно, экипаж (Olt. Baumbarter M., Bo.; Ofw. Hegendorfer F., F.;Uffz. Nadansy F., Bf.; Ofw. Heithauer E., Bs.) пропал без вести.
27.09.42 Ju88D-1 заводской №430285 (бортовой код T5+DK), цель задания - Краснодар-Баку-Махачкала, место гибели – неизвестно, экипаж (Ofw. Heinemann E., F.; Fw. Girold H., Bo.; Uffz. Kramer W., Bf.; Fw. Haus H., Bm.) пропал без вести.
29.09.42 Ju88D-5/Trop заводской №430019 (бортовой код T5+LK), цель задания - Баку-Астрахань, место гибели – неизвестно, экипаж (Fw. Cron H., F.; Olt. Schlufter A., Bo.; Uffz. Scherer W., Bf.; Uffz. Beimes G., Bs.) пропал без вести.
02.10.42 Ju88D-5 заводской №430029, цель задания – Баку, место гибели – неизвестно, экипаж (Lt. Schoeffmann H., F.; Lt. Herbold H., Bo.; Ofw. Czauderna W., Bf.; Uffz. Roth W., Bs.) пропал без вести.
По данным советского командования в эпизоде за 14 августа 1942 г., самолет-разведчик Юнкерс Ju88D-5, выполняющий задание на участке Махачкала-Баку, был перехвачен и сбит летчиками 82-го иап ПВО 8-го (Бакинского) иак ПВО В.А. Борисовым и А.Н. Щербинок (Щербинком?). Четыре члена экипажа немецкого самолета-разведчика, спасшиеся на парашютах, взяты в плен.
Обломки именно этого самолета в Баку выставлены в пропагандистских целях на обозрение в одном из городских парков

Юнкерc JU 88

1942 год. Люфтваффе. Аэрофотосъемка Баку

По официальным данным госпитали Баку вернули в строй полу миллиона советских солдат, многие из которых после войны остались в Азербайджане.

Здание в Баку, в котором в годы Великой Отечественной войны размещался эвакогоспиталь
В Баку производилось свыше 130 видов вооружений и боеприпасов,одним из которых являлся пулемет «Шпагин». В Бакинском посёлке Кешля (Кишлы) функционировали два авиазавода, закодированные под номерами «168» и «458». На этих беспрерывно работавших предприятиях производились самолёты-истребители типа УТИ-4 и Як-3, а также сани для военных аэропланов. В Баку изготавливались и реактивные снаряды для легендарных «Катюш», выпуск реактивных снарядов легендарной «Катюши» производился на заводе «металлопластмасс».

Як-3 производились в Бакинском посёлке Снаряды для «Катюш» производились в Баку Кешля
Мясокомбинаты города Баку в годы Великой Отечественной войны перешли на выпуск стерильной желатины в ампулах, животный активированный уголь, тональбин и другие препараты.
Заводы химической промышленности также были переориентированы на выпуск продукции военного назначения и прочего инвентаря. Группа академиков во главе с Юсифом Мамедалиевым выявили 38 видов горючего, бензина для 9 типов самолетов и 8 видов дизельного топлива.
Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский в своём письме в ЦК Компартии Азербайджанской ССР писал:
«В каждом боевом ударе бесстрашных соколов, в каждом рейде советских танкистов, в каждой победе над немецко-фашистскими силами немалая доля успеха принадлежит Бакинским нефтяникам»
28 апреля 1945 года маршал Советского Союза Фёдор Толбухин в своей статье под заголовком «Слава азербайджанскому народу» писал:
«Красная армия в долгу перед азербайджанским народом и отважными Бакинскими нефтяниками за многие победы, за своевременную поставку наступающим частям качественного топлива. Бойцы нашего фронта под Сталинградом, на Дону и в Донбассе, на берегах Днепра и Днестра, в Белграде, под Будапештом и Веной с благодарностью вспоминают азербайджанских нефтяников и приветствуют отважных тружеников нефтяного Баку.»
Маршал Советского Союза Семён Будённый, приехавший в Баку после войны, сказал журналистам : «Не будь вашей нефти в войне, вряд ли мы могли пойти далеко с помощью кавалерии.»
Первый секретарь посольства Республики Беларусь в Азербайджане Глеб Красневский :
«Именно азербайджанская нефть стала одним из решающих факторов победы в Великой Отечественной войне»
Трудясь под лозунгом «Всё для фронта! Всё для победы!», нефтяники Азербайджана 160 раз получали переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны, Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов и Народного комиссариата нефтяной промышленности СССР, что являлось в те годы показателем высокой оценки труда.
Баку заслужила звание «Город Герой» учитывая роль его в заслугах победы над фашизмом и его военно-стратегическое положение в годы Великой Отечественной войны.
Интересные факты:
-Всего предприятиями нефтяной промышленности Азербайджана на военные нужды в период Великой Отечественной войны было переработано и произведено 75 млн тонн нефти и нефтепродуктов
- Одним из самых знаменитых разведчиков времён Второй мировой войны был Рихард Зорге родом из посёлка Сабунчи близ Баку.
-На одном из дней рождения Адольфа Гитлера в период Великой Отечественной войны ему был преподнесён торт, в середине которого были изображены нефтяная вышка и название столицы Азербайджанской ССР Баку .
Репост публикации
Россияне, это выдумка и клевета на азербайджанцев.  Национальное сознание вместе нац героями уничтожается масоновской властью Азербайджана. Нет не какого пантуркизма.

ВБОН — реальная угроза России от виртуальных пантюркистов. Прочтите полностью - это серьезно

Возврат и не воспитанность разлагает семьи и народы. Так пиндосы останавливают рост населения, это глобальный план мирового правительство.Эти девочки не станут нормальными матерями если взрослые и родители не объяснят вовремя чем они самом деле занимаются.
Возврат и не воспитанность разлагает семьи и народы. Так пиндосы останавливают рост населения, это глобальный план мирового правительство.Эти девочки не станут нормальными матерями если взрослые и родители не объяснят вовремя чем они самом деле занимаются.

Картина дня

наверх