Ответ священника Александра Ильяшенко:
Домашние животные - помощники человека. От некоторых из них напрямую зависит наше благополучие. Вот почему в традиции Православной Церкви присутствует обращение к святым с молитвой о здоровье животных. Издревле в деревнях молились святым мученикам Флору и Лавру, Власию о здоровье коров, лошадей и других животных. Существует молитва о домашнем скоте, которая читается священником - "во еже благословити стадо". В ней есть, например, прошение избавить животных от насилия диавола, от губительного недуга, от всякой немощи, от чародейства и волшебства. Милосердное отношение к природе, доброе отношение к животным, является неотъемлемой частью христианской этики. Невозможно разрушать окружающую нас природу и любить человека. Важно помнить, что нет ничего важнее спасения человеческой души, поэтому о животных нельзя молиться так же, как о людях.
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
Животные составляют наиболее близкую к человеку часть тварного мира. Бог хранит людей и ведет их к спасению. Но и бессловесную тварь не оставляет без попечения. Библия говорит, что животные находятся под охраной Творца: «Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои - бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи!» (Пс.35:7). У Господа не забыта даже малая птица (Лк.12:6). Бог питает их: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф.6:26). Закон, который Бог дал Израилю, охранял и животных, предусматривал и для них субботний покой: «Шесть лет засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатками после них питались звери полевые Шесть дней делай дела твои, а в седьмой день покойся, чтобы отдохнул вол твой и осел твой и успокоился сын рабы твоей и пришлец» (Исх.23:10-12). Священное Писание говорит: «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Прит.12:10). Забота некоторых святых о животных известна по их житиям: Герасима Иорданского о льве, Сергия Радонежского и Серафима Саровского о медведях и др.
Животные не имеют образа Божия, поэтому мы не можем молиться о помиловании и спасении их. Но просить Бога за них (в первую очередь за тех, которые являются нашими помощниками в хозяйстве) мы можем.
Заупокойные молитвы о животных.
Животное, не обладающее личной свободой (хотя и имеющее живую душу), является безгрешным. Все его проказы и безобразия не являются следствием осознанного желания грешить. Поэтому заупокойные молитвы о погибшем звере не имеют смысла и не приняты в христианской Церкви.
О посмертном существовании животных и о возможности их участия во всеобщем Воскресении Божественное Откровение умалчивает. Но, в частности, некоторые фрагменты из Книги пророка Исайи позволяют надеяться на то, что это все же произойдет. Так, описывая Царство будущего века, Исайя говорит: «Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце: Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Ис. 65, 17, 20, 25).
Человеческие грехи постоянно умножаются. Поэтому мир приходит во все более плачевное состояние. Уничтожение среды обитания, живой природы, то, что называется экологическим кризисом,- все это страшная реальность нашего времени. Следует иметь в виду, что пророчества Апокалипсиса, которые могут осуществиться уже при нашей жизни, говорят не только о гибели нынешнего мира, безнадежно испорченного человеческими грехами, но и о творении нового: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр. 21, 1). Можно надеяться, что в этом новом мире, предназначенном для спасенного человечества, найдется место и для животных, которые верой и правдой служили человечеству на его историческом пути. О том, что такая надежда не является неосновательной, также говорит апостол Павел: «тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих: в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо мы спасены в надежде» (Рим. 8, 20-24)
Источник: © "Крестьянская Россия" N 017 стр. 7 от 03.05.2004