На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Блог всё обо всём)

5 подписчиков

Георгий Васильевич Дышленко (1915-1994)

Георгий Васильевич Дышленко
(1915-1994)

С именем Г. В. Дышленко связана славная страница в истории живописи на Орловщине. Многообразие творческих интересов талантливого художника, создание произведений в самых разнообразных жанрах живописи, будь то эпическое или жанровое полотно, портрет, пейзаж или натюрморт, всегда привлекали к себе внимание, как профессионалов, так и многочисленных любителей искусства. Его невозможно было спутать с кем-либо другим. Замечательный колорист, он стремился показать всю красоту окружающего нас мира, радость существования на этой земле.

Ниже приведена заметка, взятая из каталога персональной выставки Георгия Васильевича, вышедшего в 1990 году. В ней подробно описан не только жизненный, но главным образом творческий путь художника.

К 50-летию творческого пути

Полувековой творческий путь пройден художником Георгием Васильевичем Дышленко. С его именем связаны живописные полотна, воспевающие красоту Орловщины, ее многовековую историю и сегодняшний день.

Душевная щедрость, честность, цельность — эти качества в полной мере характеризуют Дышленко и как человека, и как художника. Из многообразия окружающей жизни он выбирает именно те стороны, которые находят живой отзвук в нем самом, в его характере, в его мироощущении.

Жизненный путь Георгия Васильевича дает ясное представление о закономерности рождения его картин, творческих позиций, устремлений и достижений.

Рассказывая о себе, художник отмечает, что в основу многих его произведений, особенно ранних, легли яркие впечатления детских лет, проведенных среди бескрайних степей Украины. Семья Дышленко жила в поселке при Ново-Деркульском конном заводе, где разводили ценные породы племенных лошадей. Общение с этими прекрасными животными побудило юного художника к изображению их на бумаге.

Многие в детстве рисуют лошадей, но не все потом становятся художниками. Детская мечта Георгия Васильевича, крестьянского сына, сбылась. В 1934 году он стал студентом Харьковского художественного училища. О том, что не напрасно был сделан выбор, говорила победа на студенческом конкурсе. За эскиз картины «Т. Г. Шевченко в Петропавловской крепости» студент 2 курса Георгий Дышленко получил первую премию. Закончив училище в 1939 году, он поступает в Харьковский государственный художественный институт, где учиться ему не пришлось, в том же году его призвали в ряды Красной Армии. Великая Отечественная война застала художника в Рыбинске, где он проходил военную службу. Ему, как и всем его сверстникам, пришлось пройти сквозь огненные годы войны, преодолеть тяжелые испытания и выстоять.

С первых дней войны и до победного ее окончания Георгий Васильевич Дышленко сражался на разных фронтах, он участвовал в боях под Смоленском, защищал Москву, воевал в Румынии, Венгрии, Австрии, Чехословакии.

Примечательно, что Г. В. Дышленко в 1943 году освобождал Орловщину, в период между боями вступил в ряды Коммунистической партии и за проявленный героизм при освобождении Орла был удостоен правительственной награды — ордена Красной Звезды. А в 1945 году, демобилизовавшись, Дышленко навсегда связывает свою судьбу с этим городом. Разрушенный до основания Орел нужно было восстанавливать. Руки художника истосковались по мирному привычному труду.

* * *

Дышленко активно включается в художественную жизнь Орла. Он работает в «Товариществе художников», в 1946 году его принимают кандидатом в члены Союза художников РСФСР, в том же году на областной художественной выставке он экспонирует свою первую картину «Советские казаки у памятника Аустерлицкой битвы». Это произведение не удовлетворило художника, сказался большой перерыв в творческой работе.

Дышленко принимает решение продолжить прерванную войной учебу, в 1948 году вновь поступает на I курс Харьковского художественного института, занимается при батальной мастерской известного живописца профессора П. Н. Котова и заканчивает учебу в 1954 году. После института Георгий Васильевич Дышленко был направлен на работу в Орловское отделение СХ.

* * *

В середине 50-х годов Г. В. Дышленко вместе с молодыми живописцами А. И. Курнаковым, Л. И. Курнаковым, В. А. Дудченко, М. И. Лапшовым, пришедшими с войны и закончившими художественные ВУЗы, составил творческое ядро Орловского Союза художников.

Много и напряженно работая в то время, молодой художник стремится воплотить все свои неосуществленные замыслы. Появляется картина «Табунщики», рассказывающая о жизни коневодческого совхоза, которая экспонируется в 1955 году на республиканской выставке в Москве. В том же году на Всесоюзной выставке, посвященной пятидесятилетию первой русской революции, экспонируется портрет участника крестьянского восстания на Орловщине П. П. Зыбина.

В 1957 году Дышленко создает одно из первых своих больших сюжетно-тематических полотен «Вручение знамени ВЦИК 1-й Конной Армии», которое воссоздает событие гражданской войны. Появлению картины предшествовала большая работа по сбору подготовительного этюдного материала. В картине художник показал себя умелым мастером в построении сложной многофигурной композиции с большим количеством конных всадников, а также проявил умение передать в сложных ракурсах все особенности строения лошадей.

М. И. Калинин, стоя на тачанке, вручает Красное знамя Первой Конной Армии  С. М. Буденного. Образы взволнованных кавалеристов, торжественно замерших в строю, командармы С. М. Буденный и К. Е. Ворошилов, привставшие на стременах и отдающие честь Председателю ВЦИК, почти с документальной точностью передают легендарное время гражданской войны. Этим произведением художник выступает как бы от лица своего поколения, воспитанного на героике послереволюционных лет. Картина с республиканской выставки была передана музею М. И. Калинина в Москве и вошла в его экспозицию.

В пятидесятые годы Дышленко обращается не только к батальному жанру. В его творчестве ясно проступает новое мироощущение, характерное для поколения, пережившего войну. Светлое чувство возвращения к полнокровной жизни, радостное ее восприятие проявляется в пейзажах художника.

«Голуби. Окраина» (1957) — один из лучших пейзажей этого периода. В обычном городском мотиве с голубями художник передает весенний прозрачный воздух, окутавший крыши домов, ощущение радостного оживления в природе и жизни города. Этим полотном Дышленко заявляет о себе как живописец лирического склада, которому хорошо удается передача настроения в пейзаже.

* * *

Война навсегда оставила след в душе художника, заставляя его не раз возвращаться к пережитому. В конце 50-х — начале 60-х годов Дышленко обращается к теме Великой Отечественной войны.

В соавторстве с А. И. Курнаковым и Л. И. Курнаковым создается для областного краеведческого музея диорама «Прорыв немецкой обороны у деревни Вяжи Новосильского района 5 августа 1943 года».

Еще русский художник-баталист В. В. Верещагин говорил, что художник не может, не имеет права изображать войну, если он лично не участвовал в ней, не был очевидцем событий, изображаемых им.

Поэтому не только мастерство живописцев, но и то, что все его исполнители были участниками Великой Отечественной войны (а Дышленко принимал непосредственное участие в боях под Орлом), способствовало успеху в создании этого монументального произведения, которое по праву причислено к значительным произведениям панорамного искусства 60-х годов.

С начала 60-х годов в творчество Дышленко прочно входят две темы, постоянно взаимообогащающие друг друга,- это тема войны и мирной жизни.

К 30-летию освобождения г. Орла от немецко-фашистских захватчиков художник создает жанровое полотно «На Орловско-Курском направлении» (1973-1975), в котором решение темы войны получает более сложную и многогранную интерпретацию.

Основой для сюжета послужил психологически углубленный подход к событиям, в которых автор принимал непосредственное участие. Композиция картины строится на контрасте настроений группы немецких военнопленных и советского солдата-освободителя, уверенно стоящего на родной земле.

Этот психологический перелом, вспоминает художник, наступил после победы Красной Армии в исторической битве под Курском и Орлом. Значительную роль в картине отводит художник пейзажу, который вселяет чувство достоверности происходящего. Конец битвы, вечереет, красным багрянцем окрашен горизонт, остывает земля после жаркого боя; вечерние тени скользят по жалким фигурам поверженных врагов, и только фигура русского солдата освещена лучами заходящего солнца.

Логическим продолжением темы явились произведения, созданные в последующие десятилетия. Это цикл картин, посвященных восстановлению Орла после военной разрухи: «Орел в первые дни освобождения», «На ближних подступах к Орлу», «Лицо войны» (1983).

Триптих «Память» (1985) — одна из последних работ художника. Возникновению серии предшествовала поездка Дышленко в Белоруссию и посещение им мемориального комплекса в селе Хатынь.

Триптих состоит из центральной части «Непокоренный человек», правой части — «Обелиски скорби» и левой — «Кладбище деревень». Темой триптиха становится не столько событие, сколько идея, выливающаяся в пейзажный образ. И здесь художник ставит перед собой чрезвычайно сложную задачу: выразить через состояние природы всю скорбь, всю боль утраты советского народа, потерявшего в войне 20 миллионов человек.

Все три пейзажа решены в сдержанной сине-голубой гамме цвета. Колорит и цвет в композиционной разработке триптиха является главным носителем образного содержания произведения. Присутствие драматического начала в триптихе сливается воедино с эмоциональной активностью природы и субъективным восприятием автора трагических событий, происшедших в Хатыни 23 марта 1943 года.

Создавая произведения на военную тему, Г. В. Дышленко всегда следует принципу достоверности, чувствуя перед собой большую ответственность и прекрасно понимая, насколько это важно для тех, кто был рожден после победного мая.

* * *

Анализируя творчество Г. В. Дышленко, нельзя не сказать о том, что во все свои произведения художник вкладывает широкий спектр философских понятий: эпическое, эстетическое и познавательное начало закономерно присутствует во всех его картинах.

В 70-е годы художник все чаще обращается к сериям. Именно серия — это та форма, которая помогает раскрыть большую тему. Есть темы, которые можно назвать вечными: человек и земля; земля и ее плодородие.

Вот уже на протяжении более 10 лет разрабатывает живописец вечную и философскую по своему содержанию тему «хлеба», которую можно назвать программной для творчества Дышленко. В цикл картин о хлебе художник включает различные жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, помогающие наиболее полно и многогранно выразить мысль в теме.

Написанный в 1964 году пейзаж «Хлеб убран», экспонировавшийся на зональной выставке в Воронеже, дает начало разработке новой темы.

В 1974 году появляется натюрморт — картина «Орловский хлеб», ставшая кульминационным аккордом всего цикла.

На вышитом полотенце лежит только что вынутый из печи хлеб, пышный, круглый с темно-коричневой хрустящей корочкой, рядом желтеет аппетитный кусок сливочного масла, подчеркивая материальность каравая. Крупные головки фиолетового чеснока очень кстати соседствуют с краюхой хлеба, посыпанной солью. Всю остальную плоскость холста заполняют батоны, сдобные булочки, калачи и баранки. И во всей этой симфонии изобилия хлебного царства главенствует черный ржаной каравай, на котором во все времена держалась Россия. Натюрморт написан широко, пастозно, густой мазок выпукло и сочно лепит форму. Красочная фактура холста разнообразна, отчего натюрморт праздничен и наряден, от него исходит аромат тепла, уюта, все в нем располагает к миру и покою.

В 70-80-е годы натюрморт для художника стал своего рода лабораторией, в которой он выявляет свой взгляд на мир, совершенствует свою палитру. Живопись Дышленко развивается в сторону цветности, дается подробный сравнительный анализ различных живописных форм. Так, например, в натюрморте «Орловский хлеб» большое количество разнообразных предметов: теплая коричневая керамика, свежевыпеченный черный и белый хлеб, льняная ткань полотенца и цветной ситец, сливочное масло и чеснок. Каждый из них, имея свою фактуру, свой цвет, в то же время объединяются единым теплым золотистым колоритом.

В 1977 году художник совершает творческие поездки по старинным русским городам: Пскову, Переславлю-Залесскому, Ростову Великому. Посещает Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь. Появляется цикл пейзажей «По Пушкинским местам». Атмосфера старинных русских городов наталкивает художника на совершенно иное выражение разрабатываемой ранее темы.

Триптих «Дума о хлебе» (1977) рождает мысли о русской истории и народных традициях. Центральная часть триптиха «Хлеб материнский» — это портрет русской женщины с добрым крестьянским лицом, натруженными руками, держащими на полотенце каравай хлеба.

Смысловым центром левой части триптиха «Хлеб, соль и доспехи» является старинное русское оружие, хлеб и соль, которые символизируют традиционное русское гостеприимство, а вместе с тем умение русского народа защитить себя от тех, кто идет к нам со злом.

Первая часть триптиха — это вариант натюрморта «Орловский хлеб».

Продолжая тему, художник в 1979 году пишет пейзаж-картину «Хлебозавод», в которой повествует о долгом пути хлеба к нашему столу. В картине художнику удается передать состояние наступающей весны в городе и в то же время убедительно показать непрекращающуюся жизнь хлебозавода ранним утром, в то время, когда еще город спит крепким сном.

Не случаен в цикле картин о хлебе и «Портрет Клавдии Васильевны Дорожкиной» (1985). Эта женщина является автором знаменитого «орловского» хлеба, появившегося в 1960 году, как раз в то время, когда в природе сложились трудные метеорологические условия для уборки урожая. К. В. Дорожкина заведовала лабораторией треста хлебопечения, и ей было поручено из низкосортной муки получить хороший сорт хлеба. Клавдия Васильевна справилась с заданием. В Москве на ВДНХ «орловский» хлеб получил медаль, а К. В. Дорожкина за его рецептуру была награждена Знаком Почета и дипломом. В портрете художнику удалось передать душевный и привлекательный образ немолодой женщины, с лицом, исполненным доброты и спокойствия.

В 80-е годы Дышленко все чаще обращается к натюрморту как к жанру, дающему выразить художнику свое отношение к вещам и предметам, заключающим в себе многозначное представление о материальном и духовном благе. В натюрморте Дышленко выявляет не только связь предметов друг с другом, но и свою связь с миром, славя изобилие и жизнь, исполненную глубоких чувств и душевного здоровья.

Натюрморт «Угощение на пасеке» (1982) — один из многих натюрмортов художника, прославляющих традиционное русское хлебосольство. На картине незримо присутствует хозяин пасеки, приготовивший угощение для друзей: янтарный мед в наполненной до краев тарелке, золотистые деревянные ложки, готовые погрузиться в пахучую сладкую массу, каравай хлеба, крынка с молоком. Корзина спелых антоновских яблок и гроздья пламенеющей рябины красноречиво повествуют о времени года. В цветовой палитре натюрморта собрано все разноцветье щедрой на дары осени. От картины веет теплым воздухом, насыщенным запахами меда, хлеба, молока, яблок, навевающим воспоминания о далеком деревенском детстве.

В своих натюрмортах — картинах «Утренний чай» (1979), «Осень на даче» (1977) — живописец так же щедро и откровенно делится своим полнокровным восприятием жизни.

* * *

Тесно связав свое творчество с Орловщиной, художник вдохновенно воспевает ее природу, неизменно связывая свои произведения с литературными местами. К 150-летию со дня рождения И. С. Тургенева создается цикл пейзажей «По тургеневским местам». В этих пейзажах Дышленко, обращаясь к миру, окружавшему Тургенева, Лескова, Фета и других писателей, пытается раскрыть его в широком смысле как мир не только природный, но и как мир духовный. Этот настрой прослеживается в пейзаже «Аллея в Спасском» (1959), где, передавая осенний мотив во всем великолепии увядания, автор создает настроение возвышенной грусти.

Лирический и задушевный строй пейзажей исходит из души самого художника. В пейзаже «После дождя» (1968) живописец сумел передать состояние природы, активно влияющее на наше восприятие.

Только что прошел теплый весенний дождь, еще влажны ступеньки старинного тургеневского особняка, воздух свеж и напоен ароматом сирени. Художник заставляет разделить с ним его состояние чувств: радость и восторг перед наступившей весной.

Чрезвычайно плодотворной для Георгия Васильевича Дышленко стала творческая поездка в Болгарию в 1978 году. Под впечатлением этой поездки был написан ряд произведений, связанных с историей болгарского народа. В пейзажах «Шипка», «Орлиное гнездо», «Горный перевал» художник запечатлел те исторические места, где когда-то мужественно сражались русский 36 Орловский полк и болгарские ополченцы в Освободительной русско-турецкой войне 1877-1878 года. Пейзажи этой серии отличаются монументальностью, суровым сдержанным колоритом, передающим эпичность содержания и историческую достоверность событий.

Часть работ из этой серии была приобретена болгарскими друзьями и сейчас находится в Разградской картинной галерее.

В 80-е годы пейзажи Дышленко приобретают новую окраску и содержание. Работая с архивными материалами, художник создает цикл пейзажей, которые можно назвать краеведческими. Эти пейзажи связаны с историческими и памятными местами города: «Ледоход на Оке. «Красный мост», «Река Орлик», «На правом берегу Орлика. Ушедшее», «У слияния Орлика с Окой» (1981).

Последняя работа этого цикла триптих «Из века в век» (1986) — своеобразный экскурс в историю и сегодняшний день Орла. В центральной части триптиха «Весенние просторы», через формат холста, вытянутого по горизонтали, художник передает раздолье среднерусской равнины. Плывущие по небу облака, искусно введенные в композицию, подчеркивают движение плавно текущих вод Оки в пору весеннего

половодья. Впечатление безбрежности пространства, первозданной силы и красоты усиливается присутствием двух других пейзажей в триптихе.

«Орел — крепость на Оке» — жанрово-исторический пейзаж, дающий представление о том, каким был наш город 400 лет назад. В пейзаже «Обелиск на Оке и Орлике» художник представляет то же место, преображенное современной действительностью.

Передавая раннюю весну в триптихе, живописец использует все богатство тональных отношений от глубоко-синего до серебристо-голубого, создавая ощущение влажной зыбкости вешних вод, настороженности и трепета природы в ожидании весенних перемен.

Философская мысль об изменчивости жизни и вечности природы проводится автором в этом произведении.

* * *

Естественным продолжением творчества Дышленко стала его общественная и педагогическая деятельность. Более двадцати лет доцент Георгий Васильевич Дышленко преподавал живопись на художественно-графическом факультете Орловского государственного педагогического института, из них пять лет был деканом факультета. Имея большой авторитет в коллективе художников, неоднократно избирался членом правления и председателем Орловского отделения творческого союза художников.

Бесконечно отзывчивый, мягкий и деликатный, он никогда не переоценивает себя. Он скромен и взыскателен к себе, считает, что не все удалось сделать, как хотелось бы. Если работа, с его точки зрения, закончилась неудачей, он работает дальше.

Все картины Дышленко всегда с большой теплотой принимает зритель, так как творчество Георгия Васильевича цельно, его манера и стилистические особенности письма всегда последовательны и основываются на реальности жизненных наблюдений. Его картины щедро отражают внутреннюю суть художника, его творческую и человеческую позицию.

Картина дня

наверх