На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Великая Евразия

43 подписчика

Свежие комментарии

  • Ливень
    да уж Клёпа неоднозначная фигура))))Царица Клеопатра....
  • Сергей Русеев
    Ну и к чему этот многословный комментарий?7 малоизвестных ф...

Монгул и Тартар. Где была первая столица?

Монгул и Тартар. Где была первая столица?

По мнению многих исследователей, Чингисхан основал Тартарию в 1290 году на месте Великой Скифии, хотя официальная история указывает первую половину XIII века, как эпоху создания этого государства.

Вернуться к статье
Комментарии
Показать предыдущие комментарии
Хаберий
Известными потомками Сарандыка, принявшего со своим родом ислам, были его сын Шарык, его сын Малик, его сын Барык, его сын Халик. Последний раз Халим видел старика Халика в 1729 году, когда приезжал к нему с караваном Багура… Пока Багур давал в Ак-Балыне кара-буляки [взятки] – кому следует – для «открытия пути», Халим и Халик мирно беседовали в юрте хозяина о том и о сем. Между прочим Халик сообщил Халиму о том, что к ним приезжал пьяный папаз [поп] для «приведения их в христианскую веру» и сгоряча сжег их юрту-мечеть. После этого папаз упал и заснул, ибо был сильно нетрезв… Когда он протрезвел, Халик сказал ему, что в мечетях сакалы хранят подарки воеводе, чиновникам и папазам. «По нашему представлению, – растолковал папазу Халик, – русские посланцы являются как бы посланцами Бога, поэтому мы собираем подарки для них в храмах». Он дал измученному похмельем папазу кумган [кувшин] бузы, и тот, придя в себя, извинился за свое безобразное поведение после воеводской пирушки. Он, в качестве ответного благодарственного жеста, не стал в действительности крестить сакалов, но велел всем мусульманам говорить русским посланцам о своем кряшенстве [христианстве] и называться перед ним и только христианскими именами. Больше тот папаз мечетей не сжигал – ведь в них народ собирал для него подарки. Чтобы русские уполномоченные не застукали сакалов за мусульманской молитвой, Халик собственноручно нарисовал на оборотной стороне михрабного подноса с красивой арабской надписью «Нет божества кроме Бога, а Мохаммад – посланец Бога» – на лицевой стороне пророка Гыйсу [Христос] с матерью. Обычно к людям поднос был повернут лицевой стороной, но если внезапно являлись русские посланники, то его переворачивали, и Халик рассказывал людям о Гыйсе словами Корана. Обученный Халиком муэдзин подносил прибывшему русскому огромный кувшин бузы [брага] и говорил: «Выпей ради Гыйсы!» Русские выпивали и уходили успокоенными… Для того, чтобы русские не безобразничали, Халик, он же Ильяс [Илья], давал им бедных женщин. После отъезда «гостей» Халик одаривал этих беднячек, и они оставались довольными. Беднячки так любили эти подарки, что иногда дрались друг с другом за право ублажать «гостя». Род Сарандыков был у ак-балынских [якутских] воевод на хорошем счету, и сарандыковых всегда приглашали на парадные встречи ревизоров из столиц… Халим подарил Халику для таких приемов роскошный бухарский халат, и старик стал просто счастливым… При прощании с караваном Халик заплакал и сказал, что не знает, доживет ли до следующей встречи… Больше Халим ездить к нему не смог, ибо с 1730 года русские стали тщательно досматривать караваны в поисках мусульман… Агей же владел улусом [районом], расположенным между катау [острог] Югары-Иляна [Верхоленск] и озером Байгал [Байкал]. Его сыном был Анбал, его сыном – Уран, его сыном – Нуран, его сыном – Дайран… Агей прожил 110 лет, дотянув до свадьбы своего правнука Нурана, и любил говорить, что целебная вода двух его рек с одинаковым названием «Бургалтай», то есть «Булгарская Река», обеспечивала ему долгую жизнь…Агей долго не признавал русской власти, которая принесла и бурджатам, и сакалам, и сибирским именам [эвенки] только дикие поборы, грабительские набеги и неслыханные унижения. Когда кошбеги [воевода] Югары-Иляна потребовал от него уплаты дани, Агей сам осадил этот катау [острог] и передал кошбеги: «Это ты должен платить мне дань, ибо ты поселился на моей земле!»… Булгарскую власть, которая ничего не требовала от народов Сибири, а только всемерно помогала им, сменила русская власть, которая каждодневно грабила сибиряков, измывалась над ними и хотела всех извести. Кто на это мог равнодушно смотреть? Особенно трудно было терпеть иго русских тем потомкам Агея и Сарандыка, которые выучились в Самар-Булгарском университете. После рая Булгарии занятая русскими Сибирь казалась адом.
Х
Хаберий
Желая хоть чем-то помочь сибирякам, Мурад-Худжа в 1704 году начал отчаянную войну с русскими. Биркаи, финансировавшие войну Джан-Гали против Шуй-Патши [«Царь Шуйский»] и байлакских ставленников [польских наёмников], отказались давать деньги на войну против России – ведь царь Батыр [Пётр] воевал тогда с наёмниками Наданов – буряками [шведы]. Но в 1730 году власть в России захватила ставленница лабытцев-Ибан-Кыз [Анна Иоановна], и Биркаи снова стали помогать Булгарии. Ибан-Кыз не стала ждать, когда булгары создадут сильную армию, и в 1735 году двинула на Самарскую Булгарию свои полки. В течении 5 лет русские войска уничтожили все булгарские города – а их было не менее 20, тысячи аулов и около 500 тысяч булгар. Более 200 тысяч самарских булгар бежало в леса Башкорта, а более 700 тысяч – в степи Кангиля [Западный Казахстан]» [Юсуф аль-Булгари]. Летом 1740 г. русские части с боем вытеснили последнего булгарского царя Карасакала за реку Джаик [Урал]. Самарская Булгария оставалась последним булгарским государством мира: ведь в конце XVI в. турецкие янычары оккупировали Дунайскую Булгарию и лишили её независимости, а в конце XVII в. русские власти ликвидировали Керман-Булгарское царство [«Касимовское Ханство»], существовавшее с 1445 г. И вот в 1740 г. и Самарская Булгария была уничтожена – да так, что на её месте осталось только голое поле.
СР
Сергей Русеев
Игрой слов стало присвоение в 18-19 веках ордынским народам общего названия "татары", которое им никогда не принадлежало. И сделано это было именно для того, чтобы подменить память о Тартарии, заменив значение слова, чтобы можно было его ассоциировать, спорить и оспаривать. Во всем остальном, сколько народностей, столько и версий. Однако вымарать упоминание Великой Тартарии из источников невозможно и эта страна никаким образом не связана с этнонимом "татары" одного из племен Восточной Сибири.

Картина дня

наверх