На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кто убивает русских Поэтов?..

Кто убивает русских Поэтов?..

  Николай Бессонов Предчувствие (компьютерная живопись). 2003 г.   10 февраля - день памяти великого русского поэта А.

Вернуться к статье
Комментарии
Показать предыдущие комментарии
Виринея Байрос
Однако в действительности «налюбоваться реликвией» удалось не только господину Болдину. Министерство культуры СССР более двух месяцев размышляло о том, как поступить с этими пистолетами. Наконец было принято решение — выставить их во Всесоюзном музее А. С. Пушкина в Ленинграде, в последней квартире поэта на Мойке. 12 сентября в администрацию музея позвонили из Минкультуры, потом из МИДа, затем снова из Минкультуры; музей должен был немедленно принять пистолеты и обеспечить их экспонирование. Автор этих строк, замещавший в это время директора музея С. М. Некрасова, в тот же день вылетел в столицу. Заместитель министра культуры Ю. М. Хильчевский, отменно приветливый и доброжелательный, заверил меня, что для доставки пистолетов в Ленинград будет выделен автомобиль с вооруженной милицейской охраной; вскоре явился представитель МИД с заветным ящиком под мышкой. Автомобиль задерживался; после нескольких часов ожидания Ю. М. Хильчевский с неподдельным огорчением известил меня, что придется обойтись без милицейского сопровождения. К исходу шестого часа, проведенного мною в приемной, выяснилось, что обойтись придется и без автомобиля, а к вечеру стало очевидно, что и билет на поезд добывать придется самостоятельно. Завернув ящик с пистолетами в газету, любезно предоставленную министерством, я отправился на Ленинградский вокзал, где обнаружил, что билетов в кассах нет. Преисполненный сознанием важности своей исторической миссии, я обратился к заместителю начальника вокзала, но не тут-то было. Прервав рассказ о пистолетах Дантеса в самом его начале, эта весьма представительная чиновница воскликнула: «Вы еще на меня их наставьте! А известно ли Вам, что при перевозке спецгруза — оружия! — Вы обязаны уведомить об этом железную дорогу за пять суток?» Поспешив убраться, я тотчас купил с рук билет в спальный вагон и отправился к московским родственникам, чтобы скоротать время до отхода поезда. Надежно упаковав там этот данайский дар, я в сопровождении своего кузена на такси добрался до вокзала. К счастью, соседом по купе оказался сотрудник Академии наук; пистолеты были доставлены в дом поэта на Мойке, 12 без приключений. Пушкинская площадь в Амбуазе В музее решение министерства вызвало неоднозначную реакцию; далеко не все видели в пистолетах Дантеса «реликвию, призванную быть общенародной»: многие находили кощунственной саму мысль об экспонировании оружия, прервавшего жизнь Пушкина, под кровом его последнего жилища (не находя, впрочем, оскорбительным для памяти поэта экспонирование там гнусного пасквиля, ставшего поводом для роковой дуэли). Первоначально пистолеты из Амбуаза были выставлены наряду с несколькими предметами живописи, графики и извлечениями из военно-судного дела Дантеса в так называемом Зеленом зале, на втором этаже дома на Мойке; однако через несколько дней помещение над этим залом было затоплено горячей водой, и с потолка рухнул огромный кусок штукатурки. Кое-кто из сотрудников музея увидел в этом перст судьбы; по-видимому, известная фраза Пушкина: «Догадал меня черт родиться в России с умом и талантом!» — будет актуальна до тех пор, пока мы не перестанем объяснять вмешательством высших сил неисправность канализации и водопровода. Как бы то ни было, обрушившийся потолок не нанес дрезденским пистолетам никаких повреждений, и они благополучно вернулись в Амбуаз. Замечу, что советские дипломаты предприняли весьма энергичные меры для того, чтобы замять скандал с пистолетами де Баранта; эффектным жестом доброй воли с нашей стороны стало предложение экспонировать в Амбуазе ценнейший манускрипт — пергаменный иллюминованный кодекс XV века «Амбуазская хроника» из собрания Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Передача этого памятника муниципалитету Амбуаза была приурочена ко дню возвращения пистолетов де Баранта в Музей почты. Она состоялась в торжественной обстановке в субботу, 24 февраля 1990 года, в мэрии Амбуаза. Н. А. Елагина, доставившая драгоценный манускрипт в Амбуаз, писала в своем отчете о командировке: «…как только ленинградский кодекс был доставлен в Амбуаз, журналисты проявили к нему большой интерес. Однако их внимание в значительной степени было обусловлено тем, что предоставлению рукописи на выставку предшествовала достаточно шумная кампания, развернутая в местной и некоторых центральных газетах в связи с временной передачей пистолетов де Баранта Советскому Союзу. <…> На протяжении длительного времени в прессе появлялись публикации, содержащие обвинения нового состава муниципалитета в разбазаривании национального достояния, распространились слухи о том, что СССР не намеревается вернуть пистолеты законному владельцу. Когда же сам факт их возвращения нельзя было более подвергать сомнению, срочно возникла новая версия, согласно которой в Амбуаз вернулось не подлинное оружие, а его искусно выполненная копия. Последнее утверждение было опровергнуто представительницей рода да Барантов, которая присутствовала на церемонии возвращения пистолетов и удостоверила их подлинность». И теперь любой француз, также как С.М. Лифарь могут «играться» с пистолетом – инструментом убийства великого Поэта. Ведь теперь они хранятся в мэрии Амбуаза (!), ибо Музей почты расформирован. Однако история с пистолетами имела все же одно замечательное следствие для предпринимателей городка: в ходе реконструкции муниципального театра Амбуаза перед ним была образована новая площадь, и городские власти решили присвоить ей имя Пушкина (в целях привлечения туристов… ).
Виринея Байрос
С. М. Лифарь балетный танцовщик с пистолетом Э. де Баранта. 1937. Фотография
Виринея Байрос
Семнадцать лет спустя пистолеты де Баранта вновь пересекли российскую границу: их доставили в Москву, в Государственный музей А. С. Пушкина на Пречистенке, для экспонирования на выставке «Русский поединок» — она открылась 9 февраля 2007 года, накануне сто семидесятой годовщины со дня смерти поэта. 11 Отчет о командировке в г. Амбуаз (Франция) 20–27 февраля 1990 года младшего научного сотрудника ГПБ им. М. Е. Салтыкова- Щедрина Н. А. Елагиной. Вопросы, после убийства нашего великого Поэта, так и не получили еще ответа: 1. Почему не возоблено следствие, и пистолеты, являющиеся «вещдоками» находятся во Франции, как трофеи? 2. Почему только Данзас (католик) дал Пушкину согласие стать секундантом в сам день дуэли, и поэтому он якобы не успел подготовиться: нанять карету, пригласить врача, проверить место дуэли, подготовить бинты и т.п.? 3. Почему на место дуэли не прибыли предупрежденные полицейские? 4. Почему Данзас не проверил у Дантеса его пистолет и наличие кальчужки? 5. Почему Данзас не оказал первую помощь Пушкину (не перевязал рану) и не повез его в больницу или к врачу, а повез его домой? 6. Почему дома долго не открывали дверь и не впускали тяжелораненого Пушкина? 7. Почему не могли найти в С-Петербурге (!) врача и пригласили личного врача Дантеса, который прибыл через несколько часов, не оказал никакой помощи, не дал обезболивающие, но зачем-то у Пушкина, истекающего из раны кровью, еще пускал кровь из вены? 8. Почему было запрещено хоронить Пушкина в столицах и тело было ночью вывезено на дровной подводе с одним сопровождающим? 9. Почему в прессе только в газете «Русский инвалид» был напечатан некролог на смерть Поэта? 10. Почему в подлинном архивном деле отсутствуют два листа (№№ 67,68) — именно те, где были обличающие Дантеса собственноручные показания К. К. Данзаса, о чем еще в 1900 году упомянул автор первой публикации «Дела» фон-Кауфман? 11. Почему глава государства – СССР Горбачев испугался и вернул дуэльные пистолеты, подаренные (возвращенные) президентом Франции Ф. Миттераном? 12. Почему, почему, почему …. мы – россияне молчали при царе, при коммунистах и теперь, когда «НАШЕ ВСЁ» размазывают лакированными каблуками. 13. Почему нам так трудно спасать в Пятигорске памятник – усадьбу Реброва, где жил Пушкин и в жестком противостоянии чиновников отстаивать музей «Пушкинский Дом на Кавказе»? Возможно, когда русские ответят хоть на треть этих вопросов, то поймут – почему в России убивают Поэтов…

Картина дня

наверх