На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бегущая по волнам

111 подписчиков

История парохода «Монголия»


В 1901 году в Триесте на верфи «Stabilimento Tecnico Triestino» по заказу Морского пароходного общества Китайской Восточной железной дороги были построены большие и комфортабельные грузопассажирские пароходы «Монголия» и «Маньчжурия». Суда стоили дорого - около миллиона рублей каждый. Они строились по русским проектам, разработанным особой комиссией, состоявшей из известных русских специалистов, под руководством опытного судостроителя главного корабельного инженера Д. В. Скворцова.

Пароходство Китайской Восточной железной дороги занималось не только перевозкой строительных материалов, необходимых при прокладке железной дороги, но и должно было по правительственному контракту осуществлять морские перевозки между портами Приамурского края, Китая, Кореи и Японии. Для этой цели и было приобретено несколько морских судов, а также заказаны новые суда. В то время как пароходы Добровольного флота и Русского общества пароходства и торговли осуществляли морское сообщение между Дальним Востоком и европейской частью России, китайское пароходство обслуживало именно «местные» дальневосточные линии.

Пароходы «Монголия» и «Маньчжурия» прибыли на Дальний Восток к концу 1901 года и были запущены по линии Владивосток - Нагасаки - Шанхай, а в 1903 году с открытием порта Дальний эти пароходы эксплуатировались на новой линии Дальний - Шанхай - Нагасаки. По отзывам русских и иностранных пассажиров, пользовавшихся этими пароходами, пассажирские суда поражали своим комфортом и удобствами. Они успешно конкурировали с аналогичными судами японского пароходного общества «Nippon- Yusen- Kaisha».

Морское пароходное общество Китайской Восточной железной дороги стало, по большому счету продолжением пути до Нагасаки. Транссибирская магистраль была кратчайшим путём из Европы на Дальний Восток и с выходом через китайскую железную дорогу на порт Дальний составила опасную конкуренцию английскому судоходству в Индийском океане и Тихом океане. Это и послужило одной из причин русско-японской войны.

4 февраля 1904 года пароход «Маньчжурия», стоявший на ремонте в Нагасаки, был конфискован японцами как военный трофей и введен в состав императорского флота в качестве вспомогательного крейсера под названием «Manshu Maru».

вспомогательный крейсер «Manshu Maru»

Пароход «Монголия» к началу русско-японской войны находился в порту Дальнем. Новый, сравнительно быстроходный и вместительный лайнер 15 февраля 1904 года был мобилизован в состав I Тихоокеанской эскадры и переоборудован в госпитальное судно. В новом качестве пароход имел 160 мест для приема раненых, операционный и рентгеновский кабинеты. Также госпитальное судно было окрашено в соответствии с правилами Гаагской конвенции: белый цвет был нанесен на надводный борт, шлюпки, кильблоки, шлюпбалки, вентиляционные раструбы, дымовая труба, мачты и грузовые стрелы. Красный цвет – на корпус ниже ватерлинии, знак Красного креста на борту и на дымовой трубе, вентиляционные раструбы изнутри.

Пароход в новом «амплуа» выходил в море единственный раз, сопровождая эскадру во время боя 28 июля. Во время боевых действий госпитальное судно не могло близко подходить к месту боя, рискуя быть уничтоженным случайным снарядом, и таким образом не оправдало своего предназначения. Вернувшись после боя в Порт-Артур госпитальное судно «Монголия» остальное время осады простояло на внутреннем рейде, в качестве плавучего госпиталя.

Этот быстроходный и вместительный пароход мог быть гораздо полезнее в качестве вспомогательного крейсера для действий на коммуникациях противника. Но быстроходное судно «Монголия», находившееся в распоряжении командования Порт-артурской эскадры, было переоборудовано в госпитальное судно и отстаивались в гавани. При этом в Порт-Артуре имелось несколько грузопассажирских пароходов с 12-узловым ходом, более подходящих на подобную роль.

После гибели адмирала Макарова и особенно после морского сражения 28 июля идея пожертвовать флотом ради крепости постепенно претворялась в жизнь. Мысль о том, чтобы вооружить мобилизованный пароход и отправить его истреблять неприятельскую торговлю, была отброшена Адмиралтейством. Госпитальное судно «Монголия» единственное уцелевшее из всех судов Морского пароходства КВЖД в 1906 году купила русская Восточноазиатская пароходная компания. Затем пароход был продан в Англию и получил имя «Western Australia», а после «Patricia». Захваченный японцами пароход «Маньчжурия» в 1900 году перестал числиться крейсером «Manshu Maru» и превратился в транспорт, а затем в посыльное судно. В 1932 году он был исключен из списков флота.
Технические характеристики парохода «Монголия»:
Водоизмещение - 5000 тонн;
Длина - 109,8 м;
Ширина - 13,1 м;
Осадка - 5,5 м;
Мощность паровой машины - 5000 л.с.;
Скорость - 18 узлов;
Грузовместимость - 2981 регистровых тонн;
Пассажировместимость - 84 человека первого класса, 288 человек третьего класса;
В качестве госпитального судна - 160 коек;

Картина дня

наверх