На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 826 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алина Белова
    Ну,ну,  пусть побесится  эта  румынская  ставленица, ей  полезно.Молдавия выразила...
  • вера
    А сколько писали,что смерть была мгновенной,пища  -трава не успевала перевариться?Исследование: нов...
  • Николай
    А когда его: куда не плюнь везде ОНО!?Терапевт Лапа: Не...

Если человек на экране такой хороший – зачем ему умирать

27 августа – День российского кино. «АН» решили вспомнить три очень известных советских фильма, где герои должны были погибнуть, но остались в живых. И каждый раз – ввиду обстоятельств своей эпохи.

Благоверный князь

Сняв «Александра Невского», Сергей МихайловичЭйзенштейн создал изумительный народный миф.

Есть воспоминания режиссёра М. Ромма: в 1930-е на «Мосфильме» запускались две в чём-то схожие картины, «Невский» и «Минин и Пожарский», и Эйзенштейна спросили, почему он выбрал «Невского». Ведь про эпоху Минина и Пожарского мы знаем гораздо больше, хотя бы представляем, как люди были одеты. А от времён Невского – какие материальные свидетельства? Пара черепков от кувшинов в музеях?

– Это мне и интересно, – засмеялся Эйзенштейн. – Как сниму, так и будет считаться.

И оказался прав. Нет прижизненных изображений князя. Может, был корявый и кривоносый – это же не помеха в битвах с врагом? Но произнесёшь «Александр Невский» – и вспоминаешь Николая Черкасова в придуманном для фильма гриме. Этот облик украшал в войну боевой орден Александра Невского, стал в наши дни «Лицом России».

Как очень точно заметил известный киновед Н. Клейман, Эйзенштейн снимал не биографию князя, а житие святого. Картина насыщена библейскими мотивами. От первой сцены (Александр с мужиками ловит рыбу; рыба – один их христианских символов) до последней, где Невский чуть перефразирует евангельские слова о поднявших меч. Этих намёков, возможно, не замечали зрители, выросшие в атеистической стране, но сам подход явно устраивал того, кто держал работу режиссёра под неусыпным контролем – бывшего семинариста Джугашвили.

Однако «житие» не должно было противоречить историческим фактам. Реальный Александр много с кем воевал – однако с монголами вполне ладил. Он и умер-то, возвращаясь из Орды, в 1263-м. По мысли Эйзенштейна, немцы для князя – враг №1, ордынцы – №2. И финал картины задумывался такой: побив немцев, Невский едет в Орду. Держится там, не роняя себя. При этом наблюдает и узников-земляков в колодках, и тех русских князей, что пошли к татарам в услужение. Последних пугают и князь-воин, и уважение, которое испытывает к нему хан. Невский дипломатично отказывается от предложений служить хану мечом, уезжает домой. Но предатели тайно втёрли яд в его шлем. Александр им зачерпывает воду, пьёт. Отравление. Смерть застаёт князя на не знаменитом ещё Куликовом поле. Наплывом – кадры предсмертных видений Невского: именно здесь его потомки разгромят татар. Скорбный провоз тела Александра по родной земле. Заключительный титр: «Закатилось солнце земли Русской!»

Сталин, однако, этот финал в сценарии обрубил: такой хороший герой не должен умирать. Фильм заканчивается величественным «Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля». Возможно, своя логика – даже художественная – в державной редактуре была: точка поставлена на эмоциональном пике.

Но интересно и другое. Съёмки провели в предельно сжатые сроки. К ноябрю 1938-го Эйзенштейн смонтрировал черновой вариант фильма, начал его доводку – сокращал (считал, например, сцену битвы затянутой), заменял одни дубли другими. И тут как-то вечером в монтажной появились люди из Кинокомитета: быстро давайте что сделано, в Кремле хотят посмотреть. «Что сделано» Сталин и посмотрел. После чего сказал: кино хорошее, можно показывать народу. А раз так – Эйзенштейну ничего больше трогать не позволили. Какой Сталин картину утвердил – такой она и вышла на массовый экран 1 декабря 1938 года. Даже звук очень долго был тот самый – черновой.

Зенитчица Варя

«В шесть часов вечера после войны» Ивана Александровича Пырьева –один из самых популярных фильмов времён Великой Отечественной. Сегодня эта «романтическо-поэтическо-музыкальная» лента выглядит наивной, но тогда… В 1941-м лейтенант Вася Кудряшов (Е. Самойлов) и детсадовская воспитательница Варя Панкова (М. Ладынина) договорились встретиться «в шесть часов вечера после войны». Их ждёт много испытаний, Вася потеряет ногу, Варя уйдёт зенитчицей на фронт... Но вот он – победный день! Мост через Москву-реку, салют – под его сполохи герои кидаются друг к другу.

Только ведь фильм вышел в 1944-м. До Победы ещё надо было дожить…

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх