На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • vg avanesov
    Юля, а вот схемку, интересно, сюда никак не выложить?Г.П.Щедровицкий. ...

Громыко Ю.В. Технология проблематизации. 2

Выделение позиционной структуры

проблемной ситуации

После того как проблемная тема сформулирована и проведен ее анализ, выявляющий и удостоверяющий проблемность, очень важно перевести разные способы трактовки и понимания в позиции, тем самым представив саму тему как полипозиционную структуру. От трактовки, точки зрения и понимания позиция отличается тем, что она содержит обязательное указание на систему культурно отработанных средств, которые и определяют характерное для данной позиции видение рассматриваемого вопроса. С точки зрения системомыследеятельностного подхода (Г. П. Щедровицкий) различают позиции в действии (мыследействии), в коммуникации (мыслекоммуникации), в мышлении (чистом мышлении), выделяют также рефлексивные позиции и позиции понимания. Следовательно, средства, на основе которых выделяются позиции, могут быть разными, обеспечивающими организацию этих разных мыследеятельностных процессов. И позиционный конфликт, который выявляется в проблемной ситуации, может фиксировать столкновение разных позиций в коммуникации, в мышлении, в действии по поводу проблемной темы.

Самый важный момент этого этапа подготовки сценария состоит в том, чтобы при помощи выделяемых позиций были обозначены не просто различные мнения и высказывания (например, представленные в прессе “правой” и “левой” направленности), но действительно выделенные и описанные в культуре способы работы и связанные с ними средства. С этой точки зрения позиция является особым видом персонализированного субъектного знания, которое предполагает его обязательную реализацию, а также обязательное отнесение этого знания к традиции, в которой это знание существует и транслируется (передается).

Итак, результатом этого этапа изготовления сценария проблематизации является схема позиционной структуры (набор позиций), соответствующей данной проблемной теме. Каждая из позиций характеризуется своим четко фиксируемым и культурно нормируемым способом работы, описанным в соответствующих текстах, и они находятся в отношении противопоставления (оппозиции) друг к другу.

Формирование проблемной ситуации

Формирование образовательной проблемной ситуации предполагает, что учащиеся и педагог устанавливают отношения к выделенной и заданной позиционной структуре. То есть предварительно выработанная и созданная позиционная схема должна быть реализована. И то, как, собственно, предполагается осуществлять реализацию схемы, одновременно конкретизируя и уточняя ее, и образует остов (ядерные структуры) сценария.

Две основные линии развертывания сценария процесса проблематизации определяются тем, как его участники заимствуют и входят в предложенные им позиции (первая линия), и тем, какие позиции они занимают в обсуждении предложенной позиционной схемы, заданной проблемной темы или самого отношения позиционной схемы к тематическому содержанию (вторая линия).

Первая линия предполагает чтение и понимание соответствующих текстов, в которых представлены средства мышления, коммуникации, действия, характерные для заданных позиций, попытку воспроизвести ходы мысли и действия, закрепленные за выделенными позициями, а затем точно так же выработку и определение собственного отношения к этим позициям. Это отношение затем должно быть схематизировано в виде нового набора позиций, проявившегося в ходе работы с предварительно заготовленной позиционной структурой.

Вторая линия предполагает, что участники проблемной ситуации занимают разные, оппозиционные друг другу позиции по отношению к предъявленному объектному содержанию (в виде ли тематизма, в виде ли самой позиционной схемы) и затем выявляют и схематизируют впервые обнаруживающиеся позиции здесь и теперь, в данной ситуации. В последующем проявившиеся позиции должны быть соотнесены с первоначально заготовленной и выделенной позиционной структурой.

Таким образом, обе линии в принципе сводятся к принципиальному вопросу: соответствует ли метод объекту, где методом является деятельность педагогов и учащихся в ситуации, а объектом — созданная позиционная структура и связанное с ней тематическое проблемное содержание. Это, безусловно, важнейший вопрос приблизительно такого уровня: как дискуссия на уроке при обсуждении одного из платоновских диалогов соответствует форме коммуникации, представленной в самом диалоге?

После того как сценарно построена и развернулась ситуация, в которой выявились хотя бы две противопоставленных друг другу позиции, участники выдвигают третью позицию, задача которой — обрисовать ситуацию в целом и зафиксировать проблему.

Итак, результатом этого этапа построения сценария является последовательность шагов по определению позиций участников образовательной ситуации и по соотнесению этих позиций с исходно заготовленной позиционной структурой.

Фиксация проблемы

Фиксация проблемы осуществляется в словесно-логической форме (в виде высказываний), а также при помощи схем. В словесно-логическом виде проблема фиксируется либо как противоречие, либо как парадокс, либо как антиномия, либо как апория. На схеме, как правило, вскрывается различие сталкивающихся типов мышления, типов действия, форм понимания. При этом выявляется отсутствие средств, позволяющих соорганизовать эти разные мышления и действия. Зафиксированная подобным образом проблема соотносится с первоначально выделенным проблемным тематизмом. В результате этого соотнесения может появиться уточнение исходной проблемной темы и переход к теме 2. Зафиксированная проблема предполагает определение проектного шага, при осуществлении которого она будет и может быть разрешена. Но собственно, то направление движения, куда может делаться проектный шаг, и задает действительность, в которой может осуществляться перевод проблемы в задачу.

Итак, в результате этого этапа фиксируются формы проблемы в словесно-логическом виде и на основе схем, а также определяются направления шага перехода из прошлого в будущее, на котором будет осуществляться перевод проблемы в задачи.

 

СЛОВАРЬ МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ
(по книге Ю.В. Громыко "Метапредмет "Проблема")

 

Генезис — категория, описывающая происхождение понятий, знаний, знаков, позволяющая восстановить контекст первоначального употребления рассматриваемого предмета и его конкретную роль как средства для решения определенной задачи.

Гетерогенный, гетерохронный, гетерархированный объект изучения — объект изучения, который состоит из разнородных, не сводимых к одной сущности составляющих (гетерогенный), элементы и структуры которого одновременно существуют в разных временах (гетерохронный), при упорядочивании его составляющих требуется использовать несколько несвязанных способов подчинения одних элементов другим (гетерархированный).

Диалектика — интеллектуальное искусство, основанное на освоении способов соорганизации в ходе размышления взаимоотрицающих друг друга понятий.

Идеализация — целенаправленное выделение в мышлении таких сторон и характеристик изучаемого объекта — связей и отношений, — которые не могут существовать в практической деятельности в подобном специально отчлененном и изолированном виде. Подобное расчленение, выделение и изоляция осуществляются для целенаправленного рассмотрения анализируемых сторон и характеристик. Идеализация является важнейшей составляющей всего знания, идеализация фиксируется и закрепляется при помощи специально конструируемых знаковых форм.

Категория — наиболее общее понятие, исторически выделившееся из первоначально рядоположных с ним понятий как более общее и универсальное средство анализа мыслительных объектов и подчинившее ряд понятий закрепленными за ним задачам этого анализа. Всякая категория включает в свое устройство: 1) понятия и способы связи между ними, 2) изображение объекта рассмотрения, 3) языки описания, 4) мыслительные операции, позволяющие преобразовывать объект изучения, 5) способы связи с другими категориями. Одной из форм связи категории с другими категориями является категориальная оппозиция, когда данная категория противопоставляется другой. Категориальная оппозиция позволяет осуществлять выбор категориального определения при работе с мыслительным объектом и устанавливать, использование какой категории мы одновременно исключаем при определении рассматриваемого объекта, выбрав данную категорию. Категориальные взаимоисключающие оппозиции образуют категориальные пары: субъект—объект, форма—материал, пространство—время, сущность—явление и т. д. Для разных исторических периодов развития мышления характерно преимущественное использование определенного набора категориальных пар. Переход от одной категориальной пары к другой, смена главенствующих категориальных пар одновременно обозначает смену формации мышления главенствующего организационного принципа, определяющего методы мышления и организацию объекта. При подобном переходе в процессе исторического развития формы мышления от одной категориальной пары к другой, исходная категориальная пара не выбрасывается из процессов мышления, но в переработанном, переорганизованном виде включается внутрь нового категориального понятия или новой категориальной пары. Подобное включение на основе преобразования на философском языке называется снятие.

Мыследействие — вид духовной активности, основанной на построении целевого замысла, организации способов продвижения в ситуации в соответствии с поставленными целями, последующий анализ эффективности способов работы. Может иметь коллективную и индивидуальную форму осуществления.

Мыследеятельность — наиболее конкретное на настоящий момент и развернутое представление об устройстве общественно-исторической практики, основанное на выделении культурно-исторических образцов, норм и средств ее осуществления и образующее единство осуществляющихся одновременно трех процессов: мышления, мыслекоммуникации, мыследействия. Мыследеятельность осуществляется в ситуации коллективом.

Мыслекоммуникация — процесс установления взаимопонимания в ситуации на основе обмена текстами представителями принципиально разных позиций. В том случае, если этих позиций две, мыслекоммуникация имеет форму диалога, если позиций больше — полилога.

Мышление — духовная активность, предметом которой является построение и преобразование идеального предмета, позволяющего выделять и рассматривать связи и отношения изучаемого объекта в изолированном, аналитическом виде и на основе синтетического (целостного) объединения различных знаньевых проекций объекта. Деятельность мышления осуществляется на основе специально создаваемых схем и знаков, которые позволяют вычленять в рассматриваемом объекте определенную сторону или аспект и замещать его знаком. Тем самым знак выступает как представитель данной стороны объекта и становится предметом преобразований (оперирования). Наряду с широко распространенным представлением об индивидуальном мыслительном акте все большее значение приобретают методы организации коллективного мышления.

Позиция — обнаруживаемый в ходе коллективной работы в ситуации ракурс (способ) понимания и видения происходящего, задаваемый определенным набором средств, необходимым для выполнения фиксированной профессиональной задачи, и определяющей мышление и действие.

Постулат — результат мыслительного установления или полагания, в дальнейшем определяющий способ мыслительного действия и рассмотрения предмета.

Предметныйраспредмеченный — характеристики формы организации процесса мышления, когда в одном случае процесс мышления выстраивается по отношению к выделяемой модели объекта (предметное рассмотрение) в отличие от случая, когда процесс мышления ориентирован на выделение средств и способов его организации и протекания (распредмеченное рассмотрение).

Семиотика — философско-методологическая дисциплина о знаках и знаково-символических системах, способах их происхождения и употребления.

Структурапроцесс система — основные категории системного анализа, позволяющие представить изучаемый и рассматриваемый объект как систему.
Рассмотрение изучаемого объекта как структуры предполагает представление объекта в виде элементов и связей между ними, а также осознанный отказ использовать категорию целое — часть, так как объект не может разделяться на части.
Рассмотрение изучаемого объекта как процесса предполагает выделение состояний и переходов от состояния к состоянию.
Системное же рассмотрение изучаемого объекта предполагает одновременное его изображение и как структуры, и как процесса, когда одни характеристики объекта могут быть объединены в представлении его как структуры, другие — как процесса. Получающееся в этом случае процессуально-структурное представление объекта позволяет рассматривать его как переход от одних структурных состояний к другим.

Схема — графическое изображение метода работы, способа мыслительного движения, в других случаях способов представимости объекта. Данная трактовка схемы отличается от широко распространенного понимания схемы как абстрактного и приблизительного способа изложения некоторого сложного вопроса.

Эпистемология — философско-методологическая дисциплина о знаниях, их типах и разновидностях, о развитии формы знания, способах происхождения и употребления знаний, а также о методах построения знаньевых систем.

Типы мыследеятельности — конструирование, проектирование, исследование, управление — имеют свои нормы и принципы мышления, коммуникации, мыследействия, ведущие типы интеллектуальной работы.

 

 

Картина дня

наверх