На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 851 подписчик

Свежие комментарии

  • happyol1
    Главное- не выйти на себяПатрушев: организ...
  • Александр Свитайло
    Ну если ООН не имеет возможностей и мандата, чтобы определить это, то кто же тогда их имеет? Только США?Дюжаррик: у ООН н...
  • Валерий Юмашев
    Извини,товарищ, если ты ветеран с флагом и гербом Союза ССР или РОССИИ -то ВЕТЕРАН, а если без Флага и Герба, то ты Н...Рогозин заявил, ч...

15 лет назад был принят нынешний гимн России

Напомним – 25 декабря 2000 г. президент Владимир Путин подписал Закон «О Государственном гимне Российской Федерации». Дата недавняя, и все, наверное, помнят тогдашние споры – о мелодии (нужна александровская или другая?), о словах… Но вот решение принято – и дальше вспоминается знаменитый анекдот про Сергея Михалкова: нравится, не нравится, а слушать будете стоя.

Точки отсчёта

Конечно, хорошо, когда страна живёт без катаклизмов и её гимн веками остаётся неизменным. Но у России – своя судьба. У нас гимнов в общей сложности было…

Впрочем, как считать? Расценивать ли как гимн, например, песню «Виват, Россия, именем преславна», написанную ещё при Петре? Или духовную песню «Коль славен наш Господь в Сионе» М. Хераскова и Д. Бортнянского (начало XIX века) – ведь её мелодию когда-то даже отбивали кремлёвские куранты? А ещё историки вспоминают державинскую «Гром победы, раздавайся!», «Марш Преображенского полка»... Во время войн с Наполеоном мы были союзниками с англичанами, и на мотив британского«Боже, храни королеву» В. Жуковский написал «Молитву русских» …

Но первым официальным гимном, конечно, был «Боже, царя храни!» (1833). От него и оттолкнёмся. Уточнив: тема российских гимнов необъятная, мы сейчас говорим лишь о мелодиях, их создателях, а ещё больше – о вещах попутных.

Жандармский офицер

Автор слов «Боже, царя храни!» – тот же В. Жуковский, музыки – князь А. Львов.

Если Василий Андреевич Жуковский в представлениях не нуждается, то ныне подзабытый Алексей Фёдорович Львов (1798–1870) заслуживает отдельного разговора. Он ведь вообще-то был жандармским офицером, а музыка – так, для души. Правда, Львовым-скрипачом восторгались Мендельсон, Лист – вот и судите об уровне «любительства»!

Понятно, что сын директора придворной Певческой капеллы рос в атмосфере «сладкозвучных мелодий» и дальше без них жизнь не представлял. Но закончил Львов весьма технический Институт инженеров путей сообщения и службу начинал в Округе военных поселений. Начальник – недобрый и придирчивый Аракчеев, молодой офицер Львов, обозначая обязанности по-нынешнему, – и прораб, и инженер-дорожник. Весь день в седле, на объектах, начало работ – в три ночи, отбой – в девять вечера. Однако показал себя отлично. Аракчеев его забрал в штаб, награждал, хвалил перед царской семьёй. Эти отзывы вспомнил уже новый царь, Николай I, когда в 1826‑м, после восстания декабристов создавался Корпус жандармов – элитных стражей империи. Корпус возглавил знаменитый Бенкендорф. Он набирал кадры, и царь порекомендовал Львова, уже бывшего в отставке: дельный вроде человек. Львов, однако, развёл руками: служить бы рад, только к (выражаясь опять же по-нынешнему) оперативной работе душой не приспособлен! Бенкендорф усмехнулся: ничего, найдём дело. Львов стал его адъютантом, руководил канцелярией корпуса. В 1828-м началась очередная турецкая война – на ней Бенкендорф (боевой генерал 1812 года!) убедился, что Львов и под огнём труса не празднует, – после чего полюбил всей душой.

При этом было известно: князь – дивный музыкант, композитор. В августе 1833-го Бенкендорф обронил в разговоре: государь сожалеет, что у России нет своего гимна. У французов и англичан есть, а у нас нет. Львов думал об этих словах весь день, а вечером, сев к роялю, за полчаса сочинил мелодию. Прослушав её, Жуковский с ходу написал слова.

Карьера Львова после создания «Боже, царя храни!» – генерал, флигель-адъютант Николая I, командир его конвоя, директор (как когда-то отец) придворной капеллы... При этом исполнял свои обязанности в жандармском ведомстве. На домашних концертах семьи Романовых играл на скрипке (а царь на трубе). Но всё больше давала себя знать давняя нелепая случайность – в 1845 г. на очередных маневрах Львова выбросила из седла лошадь. После удара головой о землю, он – стократ трагедия для музыканта! – начал глохнуть. С годами слух пропадал всё больше. Львов это переживал мучительно, в конце концов попросился в отставку и осыпанный на прощание множеством милостей уехал в своё имение. Там и умер.

Позывные «Свободы»

Государственный гимн – произведение приметное и статусное. И неудивительно, что вокруг, по сути, каждого российского гимна возникали всевозможные слухи. В том числе – о плагиате. Львова после смерти тоже обвиняли, что, создавая «Боже, царя храни!», он использовал марш русского военного музыканта (немецкого происхождения) Фёдора Гааза (1788–1851). Но в начале ХХ века было проведено тщательное расследование (о нём подробно пишет в одной из статей знаток истории нашей государственной символики д.и.н. Н. Соболева). Композитор и музыковед профессор Н. Соловьёв тогда даже обратился к кайзеру Вильгельму II с просьбой помочь установить истину. Тот велел поднять в архивах все имевшиеся в Германии произведения Гааза. Выяснилось: Фёдор Богданович, друг Львова, лишь аранжировал мелодию и использовал музыкальную тему в одном из маршей (принятом в германской армии) – но уже после написания «Боже, царя храни!». А само это произведение абсолютно оригинальное.

«Боже, царя храни!» звучало в Российской империи до февраля 1917-го. Что случилось в феврале – известно. Насчёт гимна постфевральской России споры о плагиате не велись – он и так был заимствованным. Точнее, использовалась «Рабочая Марсельеза», песня на мотив «Марсельезы» со словами известного революционера П. Лаврова («Отречёмся от старого мира»). Хотя вопросы возникали: «Марсельеза» ведь – гимн Франции! Что, у нас и у Франции и дальше останется гимн на одну мелодию? И известный тогда композитор Александр Гречанинов написал свой вариант главной державной песни на слова К. Бальмонта – «Да здравствует Россия, свободная страна!». Только принять (и даже обсудить) его у Временного правительства времени уже не оставалось.

Гречаниновская мелодия в небытие не канула. Вы (кто постарше – точно) её знаете. Это позывные «Радио «Свобода».

Братья Дегейтеры

Музыку «Интернационала» на стихи уже умершего к тому времени бывшего парижского коммунара Эжена Потье написал в 1888 г. Пьер Дегейтер – французский рабочий-мебельщик, социалист, композитор-самоучка. У него был брат Адольф – тоже рабочий и социалист. Дальше – подъём левого движения в Европе, «Интернационал» набирает популярность...

В начале ХХ века Пьер получил травму руки, с фабрики пришлось уйти, денег не хватало. Он решил издать своё самое знаменитое творение – тогда ведь музыка распространялась нотами. Но выяснилось, что ноты уже изданы, даже с портретом автора – и этим автором назван Адольф. Был ли тут чей-то злой умысел или первоиздатель запутался в Дегейтерах – до конца не ясно, только братья начали судиться. На беду, разделилась соцпартия. Пьер оказался в одном крыле, Адольф – в другом, каждому крылу (а они между собой не ладили) хотелось именно в своих рядах числить создателя пролетарского гимна.

Суды поначалу выигрывал Адольф. Но в 1914-м началась Первая мировая война. В оккупированном немцами Лилле Адольф покончил с собой – перед смертью оставив письмо для Пьера, в котором просил у брата прощения, официально заявлял, что «Интернационал» не писал, объяснял, что пойти на подлог его шантажом вынудил один из вождей социалистовГ. Делори.

В 1922 г. Высший апелляционный суд Франции признал автором мелодии Пьера.

Плавность перехода

А вот знали ли большевики, делая после Октября 1917-го гимном своей, уже красной России «Интернационал», что как раз вокруг его мелодии идёт яростный судебный спор? В «АН» на сей счёт была подробная статья (№39-2007), так что сейчас просто коротко напомним суть – см. справку.

«Интернационал» оставался гимном СССР до 1944 года. Необходимость его замены в 1943-м во время встречи с композиторами и поэтами – участниками конкурса на новый гимн СССР – объяснял К. Ворошилов: «Интернационал» пусть поёт тот, кто ещё не разрушил старый мир». Шла война, менялись приоритеты, на смену идее мировой революции выдвинулась идея советского патриотизма – обо всём этом и без нас сказано немало. Мы же просто отметим «плавность перехода». На конкурсе победила мелодия написанного в 1938-м «Гимна партии большевиков» А. Александрова, на которую С. Михалков и Г. Эль-Регистан написали новые слова («Интернационал» же стал партийным гимном). Сейчас у российского гимна новые слова С. Михалкова, но мелодия – та же.

Любопытно, однако, что и Александрова позже обвинили в заимствованиях – из увертюры крупного дореволюционного композитора Василия Калинникова «Былина».

…Сейчас век Интернета, отыскать в нём эту самую «Былину» – не проблема. Что корреспондент «АН» и сделал. Послушав, был вынужден согласиться с Б. Грызловым, отвечавшим в 2000-м на соответствующий вопрос в Госдуме: говорить можно скорее об общности творческой традиции. Схожа одна музыкальная фраза – и только. Но «Былина» впервые прозвучала лишь в 1950 г. и представляет собой произведение, сложенное после смерти мастера из разных фрагментов его наследия. Нет никаких свидетельств, что Александров об этих фрагментах вообще знал.

 

Авторы советского гимна: Г. Эль-Регистан, А. Александров, С. Михалков

 

Тут другое интересно. Народный артист СССР, дважды лауреат Сталинской премии, создатель и бессменный руководитель Ансамбля песни и пляски Советской армии генерал-майор Александр Васильевич Александров (1883–1946) до революции был церковным регентом (и даже последним регентом храма Христа Спасителя). Духовную музыку он знал великолепно – и в этой традиции работал. В перестройку его сын Борис Александров, тоже генерал, тоже руководитель Краснознамённого ансамбля, как-то в кругу заинтересовавшихся наиграл на рояле по нотам из семейного архива давние духовные произведения отца. И стало ясно: вот где истоки нашего гимна.

Но если художник обращается к своим же ранним наработкам – в чём криминал? А если выясняется, что у нынешнего российского, а раньше советского, а ещё раньше партийного гимна церковно-музыкальная первооснова, то… То и ничего! Просто история у страны такая.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх