Учитель (поклонникам): "Видите ли, ведя жизнь домохозяина, человек бесцельно растрачивает свои умственные способности. Убыток, который он таким образом терпит, может быть восполнен, если он принимает монашескую жизнь. Первое рождение есть дар отца; затем приходит второе рождение, когда на человека надевают священный шнурок. Есть еще другое рождение в момент посвящения в монашескую жизнь. Двумя препятствиями к духовной жизни являются "женщина" и "золото". Привязанность к "женщине" уводит в сторону от пути, ведущего к Богу. Человек не осознает, что вызывает его падение. Один раз, когда я ехал в Форт, я совсем не мог заметить, что меня везут по покатой дороге, - но когда экипаж въехал в Форт, я понял, как далеко внизу я оказался. Увы! Женщины удерживают мужчин в заблуждении. Капитан говорит: "Моя жена исполнена мудрости". Человек, одержимый духом, не осознает этого. Он говорит: "Ну, у меня все в порядке!"
Поклонники внимали этим словам в глубоком молчании.
Учитель: "Не только похоти следует опасаться в жизни мира. Есть также гнев. Гнев поднимается, когда на пути желания возникают препятствия".
М: "Во время еды иногда кошка протягивает свою лапу, чтобы схватить рыбу с моей тарелки. Но я не могу проявить никакого негодования".
Учитель: "Почему? Ты можешь даже побить ее как-нибудь. Что в этом плохого? Мирянин должен шипеть, но он не должен выпускать свой яд. Он не должен по-настоящему вредить другим. Но ему следует производить видимость гнева, чтобы защитить себя от врагов. Иначе они нанесут ему вред. Но санньяси не должен даже шипеть".
Один из поклонников: "Я прихожу к заключению, что для домохозяина чрезвычайно трудно постичь Бога. Как мало людей могут вести жизнь, которую вы им предписываете! Я не нахожу ни одного".
Учитель: "Почему же так? Я слышал об одном помощнике судьи по имени Пратап Сингх. Он великий человек. У него много добродетелей: сострадание и преданность Богу. Он медитирует на Боге. Однажды он посылал за мной. Определенно, есть люди, подобные ему.
ПРОВОЗВЕСТИЕ РАМАКРИШНЫ
Глава 11
«С ПОКЛОННИКАМИ В ДАКШИНЕШВАРЕ»