На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Краткая информация

  • 29.10.1952, 72 года
  • Высшее
  • В браке
  • 77 друзей
Проповедь по Евангелию об исцелении согбенной женщины (2011.12.11). Протоиерей Димитрий Смирнов

«В одной из синагог учил Он (Господь) в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил не нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведёт ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о славных делах Его». (Лк. 13, 10-17)

Очень важное для нас место из Священного Писания. Потому что, к сожалению, вот этот дух законничества в жизнь людскую очень хорошо проникает и до сего дня. Ведь какой бы ни был закон, если его исполнять формально, можно дойти до абсурда. Есть даже такое понятие «буква закона» и «дух закона», потому что каждый закон, хоть и регламентирует нашу жизнь, но он призван к тому, чтобы её улучшить. Но очень часто совершаются абсолютно дикие вещи.

Ну, например. Сидит человек в тюрьме. Открываются новые обстоятельства, его вновь осуждают уже по другому делу, и судья решает, какую назначить ему меру пресечения. Обождите, но он уже в тюрьме. Какая может быть мера пресечения, если уже всё пресечено? Но «буква» предписывает делать такие идиотские глупости. И все вокруг рады, что они исполнили закон, хотя выглядят сущими идиотами.

Или как вот в Ногинске одному педофилу дали четыре года условно. И что же? А через два года он пошёл на условно-досрочное освобождение. От чего, если он не сидел? Абсурд.

И вот, наша жизнь и то, что связано с письменным законом, полны всяких абсурдов. Потому что если действовать по закону, то будет хуже, чем если нарушить закон. Вот такая интересная вещь.

И здесь с этой женщиной такая же коллизия. Господь дал народу своему день субботний для того, чтобы этот день освящать. Каким образом? А шесть дней заниматься своими делами, а субботу посвящать Богу: идти в храм, тому, кто далеко от храма живёт – идти в синагогу, читать Священное Писание, не умеешь читать – слушай, молись, делай добрые дела. Для чего Господь дал этот закон? Для того, чтобы человек не забывал Бога и хотя бы один раз в неделю вспоминал о Нём. Вот смысл этого закона.

Когда Господь проповедовал в синагоге, увидел эту женщину. Восемнадцать лет она очень страдала. И какая удивительная женщина! Представьте себе, человек, скрюченный в три погибели. По-славянски звучит «она была слука». Что это значит? Её спина представляла как согнутый лук. Можете себе представить, как трудно в таком положении жить. И ещё ходить в синагогу. И ещё слушать Священное Писание. И ещё молиться Богу. Поэтому Господь, видя её этот подвиг, сказал, что «прощаются тебе твои грехи, ты освобождаешься от своего недуга».

А начальник синагоги, конечно, призван к тому, чтобы следить за порядком, – он там главный человек. Вроде как настоятель храма. Но синагога – это не храм, а просто место для собрания. А это просто такой старший человек. И он, не обращаясь ко Христу (постеснялся), обращается к народу и говорит, что «шесть дней есть, приходите исцеляться». То есть эта женщина, на его взгляд, чтобы исполнить закон, должна подождать следующего дня или прийти когда-то в будни второй раз, когда как она уже здесь, врач уже здесь.

Со мной тоже однажды был такой случай. Давно. Пришёл в больницу с температурой и говорю: «Я хочу вызвать врача», – «Идите домой и по телефону вызывайте». Я объясняю: «Ну, во-первых, я первую половину дня потратил на то, чтобы дозвониться. Теперь я приехал, и понятно, что у меня талончика нет. Я хочу вызвать на дом. Запишите, что я вызываю. У меня температура», – «Нет. Идите домой. У нас такой порядок». Поликлиника, полно врачей, пришёл больной, у него температура, а у них такой порядок. Для чего существует больница: чтобы лечить больных или чтобы соблюдать порядок? И на кой нужен такой порядок, когда больной пришёл в больницу, а ему отказывают в помощи? Но я даже не просил оказывать медицинскую помощь. Я понимаю, все заняты: была эпидемия гриппа... Мне тогда ещё нужны были бюллетени. Как бы понятное дело... Если лечиться от гриппа, болеешь восемь дней; если не лечишься от гриппа, болеешь восемь дней. Но опять же – порядок. Порядок заключается в том, что никто никому не верит. Нельзя позвонить на работу, сказать: «Я заболел». Нельзя, когда честно ты выздоровел, вновь прийти на работу. Потому что никто никому не верит. Порядок заключается в том, что никто никому никогда ни в чём не верит. Это вот называется порядок.

«Шесть дней, – говорит, – есть». Но Господь пришёл не для этого. И Господь так никогда не действует – по закону. Наоборот, когда в этом есть необходимость, Он нарушает закон природы, который Сам и установил. Апостолы поплыли через Генисаретское озеро, поднялась буря. Он вместо того, чтобы озеро пешком обойти, идёт прямо по воде. Почему? Ну потому что так быстрее. Любой человек на Его месте утонул бы. Но Он – Господь, Он может это преодолеть. И Он идёт напрямую. Хотя апостолы и перепугались. Но Он нарушает закон природы. Или Лазарь умер – Он его воскресил. Это тоже нарушение закона. И Господь всё время нарушал закон, постоянно.

А они жили исполнением закона. И поэтому они Его возненавидели. Потому что Он нарушает закон. Они не понимали, что Он есть Создатель закона. Только они, забыв «дух» закона, вперили свой внутренний взор в его «букву». И думали, что буквальное исполнение что-то даёт.

Существует такая православная поговорка, присловие. Многие батюшки на протяжении не одного десятка лет, когда человек приходит, начинает рассказывать: «Вот я то съел, это не съел», говорят: «Ты ешь что угодно, только не людей». Сегодня одна женщина пришла, весьма пожилая, и говорит: «Я вот то-то съела, самое главное, – говорит, – то-то съела, это съела». Как будто самое главное в Евангелии – это гастрономия. Для многих людей исполнение закона до сих пор является самым главным, причём не только это где-то в душе так считается, а человек это прямо декларирует. А это не самое главное. Самое главное – это не есть людей. Это как минимум. А вообще-то людей надо не только не есть, но их надо любить. Вот это – главное. А всё остальное – второстепенное.

Поэтому Господь, подавая добрый пример, возлюбив эту женщину-подвижницу (несмотря на её недуги она всё равно устремлялась к Богу), выпрямил её, освободил её от этого заболевания. И она сделалась свободной от этого бремени своего, болезни.

А почему Господь начальнику синагоги сказал «лицемер»? В чём его лицемерие? А Он правду ему указывает. Ну как? Ты же, если у тебя есть домашнее животное, поить ведёшь его. Значит этим ты нарушаешь субботу? Но когда касается твоего вола или твоего осла, ты можешь нарушить, потому что это – твоё. Ты не оставишь же реветь на весь город от обезвоживания животное, пока не наступит следующий день, и ты сможешь что-то делать. Но эта женщина ведь дороже твоего осла. Осёл – сын ослицы, а эта женщина – дочь Авраама. Это твоя соплеменница. Вы все происходите от одного Авраама. Это твоя родственница. Неужели твоя родственница хуже, чем твой осёл? Почему же ты к ослу относишься лучше, чем к человеку?

Как-то я уже рассказывал, мне один человек, который прошёл всю войну, он сейчас уже давно отошёл ко Господу, рассказывал, что он служил на автомобиле всю войну. И вот однажды при переправе через какой-то мост солдат молодой лет восемнадцати тоже ехал на каком-то грузовике (может солдат вёз, может ещё что-то). Но его машина повредила лошадь. А лошадь принадлежала генералу. А генерал тут же велел солдата расстрелять. По какой причине? По причине порчи военного имущества в военное время. И он мне рассказывал, что он два часа пытался объяснить генералу, что то, что пусть самая прекрасная арабская дорогая лошадь, цена которой, может быть, миллион, дороже самого паршивенького глупенького нерадивого солдата – это абсурд. Это – человек, а это – животное. И говорит, слава Богу, удалось убедить. Но не сразу. Вот как глубоко в людях закон стоит выше, чем любовь. А так никак не должно быть.

Очень часто люди, когда сталкиваются с законом, воспринимают как ужасающую несправедливость. Почему? А потому что те, кто применяют закон, исполняют исключительно «букву», забывая о «духе» закона. Вот это вещь очень страшная. И вот такое лицемерное отношение к закону и рождает ужасающие вещи.

Поэтому по закону и у непьющих родителей из-за того, что они, например, бедные, могут отнять детей. Будешь смотреть документы – всё по закону, все справки есть. А тот, кто судит, он смотрит – все бумаги в порядке. Почему? А этот судья потерял самое главное – любовь к людям. Потому что очень многие думают, что наличие апельсина в холодильнике – это для ребёнка гораздо более важная вещь, чем отец с матерью; что порядок и санитарная чистота в детском доме – это лучше, чем кавардак, которые папа и мама развели в собственной квартире. Ведь подобные вещи тоже часто являются аргументом и так далее.

Поэтому Господь сказал: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24, 12). И, наоборот, при охладевании любви человека к человеку закон превращается в собственную противоположность, в беззаконие. И если две тысячи лет назад Господь уже на это обратил внимание, и Святая Церковь посвящает евангельское чтение этой очень важной проблеме. Потому что с этой проблемой человек сталкивается с самого раннего детства: уже и в детском саду, и в школе, когда тот, у кого в руках какие-то рычаги, использует их совершенно не по назначению. И закон начинает не созидать, а разрушать.

Господь не хочет, чтобы с нами было так же. Во Христе есть только один закон – закон любви. А все остальные законы вытекают из него. Поэтому закон, вытекающий из закона любви, может ему противоречить. У христианского закона Божьего есть презумпция – презумпция любви человека к человеку. Поэтому, если над нами довлеют какие-то правила, очень важные и, может быть, очень даже святые, но если это мы ставим в сердце своём выше, чем любовь к ближнему, мы перестаём быть христианами. А кем мы становимся? А мы становимся лицемерами, про которых Господь говорил: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры...» (Мф. 23, 13). И ещё говорил: «...берегитесь закваски фарисейской...» (Марк. 8,15). Потому что это самая что ни на есть подлая форма существования человека: когда творятся беззакония под прикрытием закона.

Да не будет с нами этого! Запомним этот случай. И когда у нас будет соблазн поступить по правилам, но против любви к человеку, вспомним эту восемнадцать лет скрюченную женщину, и как Господь её исцелил.
Церковь чтит память преподобного Серафима Саровского. В пятницу 15 января 2021 года Православная Церковь отмечает преставление (+ 1833 г.) и второе обретение мощей (1991 г.) великого русского подвижника преподобного Серафима Саровского.
Будущий святой родился в 1759 году в Курске. В Таинстве
...Далее
«Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была береза, северная береза! Сердце мое сжалось», - написал Пушкин. Он с юга ехал, из жарких красивых мест. Увидел березу. Родину, родное…
И это - про любовь. Про узнавание своего. Когда сжимается сердце при виде родного. Любимого. И нет
...Далее
Чего стоит религиозная власть, не воздающая Богу то, что Богу принадлежит
Протоиерей Александр Шаргунов

Тогда послали к Иисусу первосвященники и старейшины некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься
...Далее

Проповедь протоиерея Александра Шаргунова на Евангелие понедельника (Мк, 54 зач., 12, 13—17) - Чего стоит религиозная власть, не воздающая Богу то, что Богу принадлежит

Цена страха. Незнакомая мне дама лет до пятидесяти замешкалась и с опозданием, как-то коряво сложила руки под благословение. Я рассмотрел ее пальцы. Они были непропорционально короткие, скрюченные. Я вздохнул и мысленно произнес: «Ревматизм, наверное… больно…тяжко… Помоги, Господи!»
Женщина подняла
...Далее

Картина дня

наверх