Распространяется такая легенда: будто одно государство без просьбы другого «присоединило» к нему одну из своих областей с миллионным населением, говорящим на другом языке, причем при отсутствии в Конституциях того и другого государства даже упоминания о возможности или порядке проведения такого действия.
Разве можно этому поверить? Беспрецедентно. Этого просто не может быть.
Как известно, при советской власти Крым – это Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР (см. БСЭ, том 35, с. 278). После победы над Германией в 1945 году Крым стал «Крымской областью в составе РСФСР». В 1954 году 19 февраля область административно была подчинена УССР. Глава ЦК КПСС СССР Н. Хрущев предложил передать эту область в административное управление УССР, которая входила в то время в состав СССР. Как это было сделано? Указом ПРЕЗИДИУМА Верховного Совета. Для изменения административного подчинения территорий другой процедуры не требовалось.
Для юридического присоединения территории - Крымской области - было нужно решение Верховного Совета СССР на основании процедуры, прописанной в Конституции страны. В Конституции СССР предусмотрена процедура выхода республик из Союза, а процедура передачи территорий между республиками не указана.
Попытки совершить территориальные изменения – антиконституционны. И в УССР Конституция тоже должна была предусматривать право принять чужую территорию в свой состав под термином «присоединить».Такого юридического права УССР не имела и не могла иметь.
Существует еще условие «присоединения»: присоединяемая территория должна быть автономией, а не одной из областей РСФСР. Этого условия тоже в то время не существовало.
Таким образом, «присоединение» Крымской области к УССР из-за отсутствия этих двух условий юридически не могло состояться.
Да и цели такой не было! Область была подчинена административно УССР для «улучшения хозяйственно-экономических связей» между примыкающими районами страны по случаю юбилея-300-летия воссоединения Украины и России.
Очевидно, если УССР прекращает существование как союзная республика и становится другим государством, то Указ Президиума ВС СССР автоматически утрачивает силу и Крымская область возвращается под юрисдикцию Российской федерации.
При разделении СССР на независимые республики новая власть Российской Федерация обязана была официально объявить о восстановлении административного управления Крымской областью по закону о сохранении территориальной целости РСФСР. Президент Российской Федерации - Б. Ельцин не имел права не восстановить административное управление Крымской областью. Не имел права нарушать целостность Российской Федерации, оставляя одну из областей РСФСР в административном подчинении другого государства. Поэтому Верховный Совет издал 21 мая 1992 г. Постановление № 2809-1, которое признавало «Указ Президиума Верховного Совета от 19 февраля 1954 г. «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» не имеющим юридической силы с момента принятия» ввиду того, что «он был издан с нарушением Конституции РСФСР и законодательной процедуры»..
Новое государство - Украина - обязано было предложить передачу управления Крымской областью по принадлежности - РСФСР.
Украина этого не сделала, нарушив тем самым территориальную целостность Российской Федерации.
Все действия и преобразования, осуществлявшиеся в последующие годы Украиной в отношении Крымской области, являются юридически ничтожными как действия не на своей территории.
В связи с захватом власти на Украине в конце 2013 г. группой вооруженных людей, изгнавших избранного президента и образовавших другое новое государство с новыми политическими ориентирами, Крымская область не могла быть не взята под юрисдикцию РФ. В подтверждение правомерности своих действий РФ включила в свою Конституцию право принять автономное территориальное образование в свой состав. Как требует Закон, после референдума в автономии о согласии вступить в состав РФ, Россия включила Крым в свой состав как автономную республику.
Эта процедура полностью соответствует международным нормам присоединения юридически самостоятельных территориальных образований к тому или иному государству.
В данном случае, РФ провела процедуру присоединения своей собственной области в свой состав для лишения Украины возможности по-прежнему распоряжаться не принадлежащей ей территорией.
Заявления в 1994 году ряда стран о согласии гарантировать территориальную целостность Украины напоминают: новая Украина не должна нарушать территориальную целостность РФ, незаконно причисляя себе российскую территорию - Крымскую область.
Таким образом, заявления о якобы имеющей место «аннексии» Крымской области Россией, юридически не обоснованы и не должны приниматься во внимание.