Кешаб Чандра Сен и Шри Рамакришна впервые встретились в загородном доме Джойгопала Сена в Белгхарии в нескольких милях от Дакшинешвара, где великий лидер Брахмо гостил вместе с некоторыми из своих учеников. Во многих отношениях эти двое были прямыми противоположностями, хотя некое непреодолимое внутреннее притяжение должно было сделать их близкими друзьями. Учитель постиг Бога как Чистый Дух и Сознание, но он верил также и в различные формы Бога. Кешаб, с другой стороны, считал поклонение образу идолопоклонством и давал аллегорические объяснения индусским божествам. Кешаб был оратором, автором книг и журнальных статей; Шри Рамакришна питал отвращение к лекциям. Слава Кешаба распространилась повсюду, достигнув даже далеких берегов Англии; Учитель все еще вел уединенную жизнь в деревне Дакшинешвар. Кешаб придавал особое значение социальным реформам для духовного возрождения Индии; для Шри Рамакришны единственным назначением жизни было постижение Бога. Кешаб считал себя учеником Христа и принимал, хотя и в смягченной форме, христианские таинства и Троицу. Шри Рамакришна был просто ребенком Кали, Божественной Матери, хотя он тоже, другим образом, признавал божественность Христа. Кешаб был домохозяином и проявлял неподдельный интерес к материальному благополучию своих детей, в то время как Шри Рамакришна был Парамахамсой и совершенно безразличен к жизни этого мира. Все же, когда их знакомство вылилось в дружбу, Шри Рамакришна и Кешаб относились друг к другу с великой любовью и уважением. Спустя годы, получив известие о смерти Кешаба, Учитель почувствовал себя так, будто половина его тела стала парализованной. Идеи Кешаба об общности религий и Материнстве Бога были углублены и обогащены его контактом со Шри Рамакришной.
Шри Рамакришна, одетый в дхоти с красной каймой, один конец которого был небрежно переброшен через левое плечо, пришел в загородный дом Джойгопала в сопровождении Хридая. Никто не обратил внимания на скромного посетителя. Наконец Учитель сказал Кешабу: "Люди сказали мне, что ты видел Бога; поэтому я пришел услышать от тебя о Боге". Последовала величественная беседа. Учитель спел волнующую песню о Кали и тотчас погрузился в самадхи. Когда Хридай произнес священное "Ом" ему на ухо, он постепенно вернулся к осознанию мира, его лицо все еще излучало божественное сияние. Кешаб и его последователи были изумлены. Контраст между Шри Рамакришной и поклонниками Брахмо был очень интересным. Там сидел этот маленький человек, худой и чрезвычайно хрупкий. Его глаза были озарены внутренним светом. Добрый юмор светился в его глазах и прятался в уголках его рта. Его речью был простой бенгали с легким прелестным заиканием, а его слова захватывали людей своим богатейшим духовным опытом, своим неистощимым запасом сравнений и метафор, своей наблюдательностью, своим ярким и тонким юмором, своей удивительной широтой, своим непрестанным потоком мудрости. А вокруг него были утонченнейшие мужи Бенгалии - лучшие продукты Западного образования, со своим лидером Кешабом - идолом молодой Бенгалии.
Искренности Кешаба было достаточно для Шри Рамакришны. С этого времени эти двое виделись часто - или в Дакшинешваре, или в храме Брахмо Самаджа. Всегда, когда Учитель был в этом храме во время богослужения, Кешаб просил его выступить перед прихожанами. А Кешаб посещал святого, в свою очередь, с приношениями из цветов и фруктов.
Свами Никхилананда
Биография Шри Рамакришны Парамахамсы