На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Краткая информация

  • 10.01.1935, 89 лет
  • 3 друга
ПЯТЫЙ ТЕХНЛОГИЧЕСКИЙ УКЛАД – «ПРИЗРАК КОММУНИЗМА»
В послесоветской, после Горбачёво-Ельцинской России избирательный цикл 2018 года завершит (?) эпоху 24-летнего правления страной В.В. Путина. Не нам, рядовым россиянам, оценивать её запутанные неоднозначные итоги. Кроме одного бесспорного. Почти за четверть века так и не была сформулирована НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ, т.е. не определены цели её существования, место в мире или, по крайней мере, направление развития. Без этого эпоху Путина трудно встроить в Историческое время Российского государства, где уже проставлены позорные вехи безвременья и Горбачёва и Ельцина. Нынешняя избирательная кампания на этот раз (ввиду чрезвычайной важности проблемы) будет неотвратимо и жёстко связана с внутренней политикой России, отодвигая на задний план всё остальное, даже экономику. Дело в том, что последний, пятый-плюс срок президенства Владимира Владимировича (завершится в 2024 году) совпадёт с началом ПЯТОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УКЛАДА мирового прогресса, который кардинально противоречит общественным отношениям капиталистического строя, а в мутационной России, может быть, наиболее сильно. Вероятно, этим обстоятельством объясняется в текущей избирательной кампании тотальная, по умолчанию официальная, диффамация КПРФ – часового охраны смысла русского советизма, а по большому счёту, КОММУНИЗМА, в крышку гроба которого кто только не забивал последний гвоздь.
Кто бы мог подумать, коммунизм, теория которого родилась ещё при втором технологическом укладе (1830 – 1880 гг. – эпоха паровых машин, железных дорог, чёрной металлургии, станков, но ещё без электричества), казалось бы задушенный мёртвой хваткой капиталистического Запада совместно с разложившейся верхушкой СССР, в начале ХХI века вновь напоминает о себе. Могут возразить, мол даже в коммунистическом Китае с могучей экономикой всё равно утвердилась капиталистическая система хозяйствования. Могут, не отдавая отчёта в сути понятий «коммунистического» и «капиталистического». Начнём с содержания «Интернационала», написанного в 1871 году после разгрома Парижской коммуны (был государственным гимном СССР до 1944 года): «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим, кто был никем — тот станет всем!». В России «всем» стали до тех пор безликие, задавленные угнетением (вспомните стихотворение Некрасова «Железная дорога») рабочие и крестьяне. Случилось же так, что в родовых муках в царской России сословные власть, собственность и привилегии преобразовывались в ОБЩЕНАРОДНЫЕ, социалистические. В строительстве социализма на первый план выдвигалась проблема создания совершенно новых производительных сил и производственных отношений. Только через 100 лет после свершения Великой Октябрьской революции (не одномоментного события − её протяжённость минимум два десятилетия), Россия, доверившаяся своим слепым пророкам, отторгнув во истину исторические завоевания отцов и очутилась в подворотне капитализма, стал ясен истинный запал и движущаяся сила Октябрьской революции. Она произошла в России не только и, вероятно, не столько потому, что та была самым слабым звеном в капиталистическом мире, а потому, что её НАРОД, ЕДИНСТВЕННЫЙ В ЕВРОПЕ, возможно, в силу крайне суровых историко-географических условий сформировался общинным, коллективистским, глубоко восточно-православным. Его традиционное жизнеустройство гармонично совпало с коммунистической сущностью, которая, как выяснилось, в итоге укоренилась в нём на генном уровне, сделав чужим, не похожим на национальное конкурентное сосуществование индивидов капиталистических стран европейской цивилизации.
Феноменальным результатом русской Октябрьской революции с её героикой строительства социализма на фундаменте мирового прогресса и культуры стало появление заново, подобно биологической эволюции, той «первобытной общности» природной чистоты, исчезновение которой в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.) объяснил Фридрих Энгельс:
«Власть первобытной общности должна была быть сломлена – и она была сломлена под такими влияниями, которые прямо представляются нам упадком, грехопадением по сравнению с высоким нравственным уровнем старого родового общества. Самые низменные побуждения – вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния – являются воспреемниками нового, цивилизованного классового общества: самые гнусные средства – воровство, насилие, коварство, измена – подтачивают старое бесклассовое родовое общество и приводят его к гибели».
Волосы становятся дыбом при соотнесении суждения Энгельса с ожидаемым в середине 20-ых годов ХХI столетия вступления в силу на планете пятого по счёту технологического уклада с биотехнологией, микро- и наноэлектроникой, ЭВМ, космической техникой, сетями глобальных телекоммуникаций, промышленным роботостроением, искусственным интеллектом. Это надвигающееся техногенное явление в постиндустриальной экономике капиталистических государств неотвратимо ведёт народонаселение не к безработице, а ИСЧЕЗНОВЕНИЮ ТРУДА – самого уникального продукта биосферы Земли − homo sapience. Последствия представляются сопоставимыми с самыми разрушительными природными катаклизмами, уничтожавшими многое из животного мира. Сплошная роботизация промышленных производств, услуг и даже творчества сохранит в материальной основе капитализме только действительно необходимые дела людям выдающихся способностей, оставляя не удел основную массу других. Подобная судьба неминуема, пока не развенчан приоритет «святой коровы» всех формаций угнетения – «ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ». Ведь она остаётся неприкасаемой, тогда как ушли в небытие антагонизмы ХХ века: деление общества на «рабочий класс и буржуазию», понятия «пролетарий», «пролетарская революция», «диктатура пролетариата»; «прибавочная стоимость» за счёт «эксплуатации человека человеком». Но не ушли в прошлое пассионарные достижения РУССКОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОВЕТИЗМА, самым ценным среди которых неожиданно оказалось не индустриализация, даже не Победа в Великой Отечественной войне, не покорение космоса, а создание НОВОГО ЧЕЛОВЕКА безупречных нравственных качеств и идеалов, способного к целенаправленным сверхнапряжениям и реакциям на любые вызовы будущего. Общность таких людей (необходимо тоталитарная) бесклассового государства, свободная от эгоизма, мечтала о коммунизме, не представляя, что это такое. Полагали, он наступит, когда производительность труда позволит достичь полного изобилия потребительских товаров. Никто не представлял себе безлюдного цеха роботизированной сборки сложных устройств и вообще ни одной из технологических новаций пятого уклада, а старшеклассники средних школ в сочинениях по литературе пророчески видели в коммунизме возможность бесконечного совершенствования личности. Всегда во имя Родины, но не личного индивида-собственника. Не обеспечив изобилия, советский социализм твёрдо знал, как справедливо распоряжаться тем, что имел в общенародной государственной копилке. В СССР к 1980-ым годам 85 – 90 % населения бесплатно постепенно получили от государства благоустроенное жильё или приобрели в результате дешёвого кооперативного строительства, государство взяло на себя и основные расходы на его содержание и создание необходимой инфраструктуры; в 1960-х годах в стране функционировало 70 тыс. детских садов и яслей (в 1977-ом в последних насчитывалось свыше трёх миллионов круглосуточных мест), за которые родители платили малую часть их стоимости. Советский Союз с момента основания стал создавать не известные капитализму общественные фонды народного потребления, достигших до трети доходов населения. И всё же ранний, одинокий и изолированный в мире социализм, обеспечив твёрдый достаток, не мог удовлетворить сравнимые с передовым Западом потребности народа.
Ну вот теперь к завершению правления В. В. Путина на горизонте замаячило то самое главное условие материального достижения коммунизма. Но в России, в 1991 году насильно втиснутой в стойло капитализма, исчез нравственный фундамент реализации возможностей коммунизма, абсолютно не совместимого с капитализмом, «корыстно стремящимся к грабежу общего достояния». Особенно несовместимым с российским капитализмом, наспех и грубо сколоченным методом преступной раздачи социалистической собственности. Не наша задача разбираться в механизме этого не имеющего срока давности преступления, в котором многие тысячи предприятий, месторождений, объектов инфраструктуры стоимостью (по данным Счётной палаты РФ) 61 трлн рублей, оказались в руках воровской шайки «новых русских», а сам Советский народ рухнул в трясину бедности. Страну покинули более 200 тыс. учёных и высококвалифицированных специалистов. В процессе невиданного ограбления России за 25 лет из неё (по данным экономиста М. Делягина) было выведено за рубеж порядка пяти триллионов долларов. Неслучайно гибель СССР, стала предвестником (или, скорее, ускорителем) бед, обрушившихся на его капиталистическое окружение, лишившееся советской коррекции – «гуманизирующего» катализатора их строя. Крушение производительных сил вследствие пятого технологического уклада началось во всем мире, подобно бальзаковской «шагреневой коже», сжамающей человеческую составляющую этих сил – традиционных наёмных рабочих (инженеров, металлургов, шахтёров, токарей, технологов, программистов и пр.) одновременно с деформацией существующих производственных отношений и разрушением всех остальных общественных скреп.
Парадоксально, всеобъемлющее научно-техническое достижение Человечества − фантастический Пятый технологический уклад прогресса, выдающийся творческий взлёт постиндустриального капитализма, грозит его концом, концом 200-летней истории капитализма: первичного накопления, монополистического, империалистического, транснационально-корпоративного; на всех этапах несправедливого и беспощадного к собственным рабочим, другим странам, ресурсам Земли. Такой конец не обойдётся без потрясений. В исследованиях академика Ю. Глазьева среди более вероятных среди них названа мировая война, хотя, думается, потрясения должны быть разновесными и потому демпфирующими. Потрясения окажутся относительно спокойными в развитых, особенно с малочисленным населением, странах, находящихся на пороге Пятого технологического уклада, но зато они наберут разрушительную силу позже − в странах-импортёрах результатов этого уклада (на которые потенциально они ещё не будут способны), включая Россию. С другой стороны, Пятый уклад станет плодотворным для коммунистического развития Китая (вспомните советские фонды общественного потребления). Можно ожидать пользы от этого уклада для Японии, Германии, других социально благоприятных стран.
Приближение эры Пятого технологического уклада чувствуется в появлении на Западе философско-социологических настроений с названием «Антитруд». В них при резкой критике современного несправедливого рынка труда звучит единодушный вывод-рекомендация:
«Раз уж современная работа так плоха и невыгодна, забудьте о работе, это старомодно, бессмысленно и некреативно. Все равно все вакансии скоро займут роботы. И в целом реальный рынок труда несёт Человечеству мрачные перспективы».
Даже университетские дипломы перестали гарантировать престижную работу и высокую зарплату. Так в 2017 году половина всех выпускников ВУЗов Великобритании заняли позиции, «не предназначенные для специалистов с высшим образованием». Эти настроения, как и сам Пятый технологический уклад, не единственный признак заката капитализма. В исследованиях «Антитруда» констатируется:
«Работа сегодня не может обеспечить не то что процветания, а даже выживания. В США реальная средняя зарплата не растет на протяжении десятилетий. Средней зарплаты давно уже не хватает на то, чтобы взять в ипотеку дом или квартиру, переместившись таким образом в страту среднего класса. Параллельный рост цен на еду, коммунальных платежи ведёт к тому, что всё заработанное человек вынужден тратить на счета и на элементарное пропитание. Чтобы избежать увольнения, люди вынуждены вкалывать как в последний раз, боятся взять отпуск или больничный. Постоянный стресс приводит к заболеваниям. Работа перестала приносить и моральное удовлетворение. Люди тихо ненавидят то, чем вынуждены заниматься. Теоретически в наше время должно было сбыться предсказание экономиста Д. Кейнса об автоматизации производства и, как следствие, о 15-часовой рабочей неделе. Вакансии на производстве действительно сократились (в современных США они составляют не более четверти всех рабочих мест), но в то же время возникло множество совершенно бессмысленных занятий. Менеджеры и дилеры, стилисты и психотерапевты, диетологи заняли три четверти рынка труда в Америке. Как такое могло произойти в капиталистическом обществе? Почему «невидимая рука рынка» не вычистила все эти бессмысленные профессии? При этом люди, занятые в столь идиотских профессиях, страдают от депрессии и чувствуют себя никому не нужными».
Рушится прогноз философа Арнольда Тойнби, заявленный в середине ХХ века о том, что цивилизация современного Запада станет цивилизацией среднего класса. Характеристика антитрудистов состояния среднего класса, сегодня стала закономерной, причём для всего капиталистического мира, включая Россию, такой класс пополняется толпами продавцов и «офисного планктона». Разбавление общества средним классом не сгладило у нас экономическое неравенство, которое, по свидетельству журнала LIVEJOURNAL, установилось на уровне России 1905 года. Подумать только, в Советском Союзе на дороге к коммунизму не представляли себе его облика. А теперь через 30 лет, когда для торжества коммунизма готовы и «автоматизированное производство и 15-часовая рабочая неделя», никто не представляет процесса начавшегося исхода капитализма, цепляясь за который власть РФ отчаянно борется с КПРФ, народно-патриотическими объединением и всем советским людским наследием. Неужели непонятно, что безоговорочная победа действующей власти оставит Россию перед Пятым технологическим укладом мирового прогресса, зараженной коррупцией и воровством, с децильным коэффициентом общественного неравенства 16,7 (в СССР был менее 5). Как она сможет защитить население от неминуемой потери заработка, если из страны за последние 16 лет, как из решета было выведено за рубеж, по данным ЦБ, легально 550 млрд долларов (32 трлн рублей), а незаконно (по данным «Global Financial Integration») − 782 млрд долларов, и это при теневой экономике 46% ВВП. Есть ли в стране хотя бы намёк на перенастройку российской государственной системы под вызовы Пятого технологического уклада? Ведь речь идёт об изменении, ни много ни мало, всего ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА СТРАНЫ, от нищенствующих до богачей. Конечно, будет велик соблазн спрятаться за испытанную политику Древнего Рима − «хлеба и зрелищ» (регулярной раздачи его гражданам еды и проведения боёв гладиаторов на аренах амфитеатров для комфортной жизни неработающих римлян). Вероятность подобного общественного наркотика велика, ибо в отличие от технологической базы, индустрия зрелищ в РФ (телевидение, масс культура, профессиональный спорт,) не уступает уровню продвинутых стран Запада.
Перед патриотами-государственниками наступил момент выбора: с одной стороны, динамика геополитической обстановки требует иметь у руля РФ В. В. Путина, единственного, кто в данный момент способен укрепить суверенитет и возвысить роль России в мире. С другой стороны, его внутриполитическая деятельность наносит вред, не отвечая требованиям организации общества, тем более в условиях непредсказуемых вызовов пятого технологического уклада. На нём лежит вина за глубокий материальный и идеологический раскол народа при не афишируемой поддержке либеральных прозападных кругов России − скрытной и враждебной пятой колонны, доставшейся от ельцинского режима демонтажа советской социалистической системы. При своём отторжении всего советского В. Путин не в состоянии изменить навязанную России капиталистическую парадигму и соответствующую ей организацию антаганистически расколотого российского общества. Поэтому объединённому патриотически-государственному большинству народа необходимо сейчас решить самую важную, по истине революционную задачу − вырвать с корнем власть из либеральных оков. Минимальным условием её выполнения можно считать достижение соотношения на федеральных выборах (лучше текущих) показателей КПРФ (объединённой с другими родственными силами) и партии существующей власти минимум 20% к 70 – 60% (для равзвенчания синдрома непогрешимости).
ЛИЦОМ К ЛИЦУ С ВРАГОМ. Пошло третье десятилетие 21 века. После уничтожения Советского Союза встало на крыло новое, качественно иное, поколение советского народа. Поколение уже не столь близко к сердцу воспринимающее даже историческую Победу в Великой Отечественной войне. Тем не менее всё равно
...Далее
75 лет ПОБЕДЫ. КОММУНИСТЫ ВПЕРЁД! 6 ноября 1943 г. по случаю 26-й Годовщины Октябрьской революции И.В. Сталин заявил: «...Руководящей и направляющей силой советского народа, как в годы мирного строительства, так и в дни войны явилась партия Ленина, партия большевиков». Эти слова прозвучали после
...Далее
75 лет Победы. 140-ЛЕТИЕ СТАЛИНА Великая Отечественная 41-го года на века отпечаталась в памяти народов Советского Союза. В ней насмерть сошлись две самые могущественные армии мира: Вермахт фашистской Германии и Красная Армия СССР. Не забудем, что Победу ковал советский народ, а добывали её в
...Далее
75 лет Победы. 1 КАК БЕСПАМЯТСТВО ОБРАЩАЕТСЯ В ПОДЛОСТЬ. В Эдинбурге (Шотландия) есть бронзовый памятник XIX века. Он посвящён терьеру «Бобби». Собака четырнадцать лет, до своей смерти, охраняла могилу умершего хозяина. Памятник символизирует память животных, которая много крепче и преданней, чем
...Далее

Картина дня

наверх