Возникновение школы расписной финифти в Ростове Великом было подготовлено небывалым расцветом изобразительного искусства и архитектуры этого старинного русского города во второй половине XVII столетия.
История ростовской финифти
Комментарии
Показать предыдущие комментарии
Георгий Драконоборец
В основе изображения «Неопалимой Купины» — библейский рассказ о явлении пророку Моисею на горе Хорив (Синай) горящей, но не сгорающей купины (куста), истолкованный богословами как прообраз Богоматери.
НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА. Образ известен с ранних веков христианства. Сложная символико-аллегорическая композиция возникла в 16 веке - с поясным изображением Богоматери с Младенцем Иисусом на руках, окруженной небесными сферами и двумя перекрещивающимися прямоугольниками с вытянутыми заостренными углами (образующими восьмиконечную звезду), В лучах - воспевающие Богоматерь и поклоняющиеся Ей небесные силы и ангелы-властители стихий, символы св. евангелистов: Ангел (Матфей), Орел (Иоанн), Телец (Лука) и Лев (Марк). Вокруг звезд в двухлепестковых облаках - ангелы-духи Премудрости, Разума, Страха и Благочестия.
Вверху - Ветхий Денми, внизу - Иессей (или древо Иессеево - как родословная Иисуса Христа). В углах композиции - видения пророков: в левом верхнем - Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте, в правом верхнем углу - Исайе - Серафима с горящим углем в щипцах, внизу - слева видение Иезекиилю затворенных врат, справа - Иакову - - лествицы с ангелами.
Сюжет иконы основывается на явлении Бога Саваофа пророку Моисею в горящем кусте (Исх.3:1-5), переосмыслен как прообраз воплощения Сына Божиего, и выразился в изображении Богородицы - как один из важнейших ветхозаветных символов Богоматери. Тот самый неопалимый куст с трудом, но можно увидеть в правой руке Богородицы; там же есть камень, лествица, и гора с Небесным Иерусалимом, за стенами которого изображен Христос в царской короне. Здесь использовано сразу несколько ветхозаветных образов, почти все они раскрываются далее в сюжетах, представленных по краям иконы.
Два перекрещивающиеся ромба образуют восьмиконечную звезду. Именно из-за этой сложной графической композиции икона отнесена в один ряд с иконой "Всевидящее Око", но символика здесь иная, восходящая, кроме лучей славы, к образу Несгораемого куста (ромб синего или зеленого цвета). Естественно, что красный цвет здесь – цвет Божественного огня. Снова наблюдаем смешение двух цветов, ассоциирующееся с хвалением "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".
Ангелы, ближайшие к Богородице – властители стихий (бури, снега, ветра, дождя, огня, молнии, града, тьмы и т.п.). У них в руках обычно изображаются чаши с водой, снегом, градом, разные символические фигурки. Другой ряд ангелов - символизируют собой дары Святаго Духа: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела (Ис.11:1-3). (Этот же сюжет - отрасль от корня Иессеева - на полях иконы).
Если подробнее - Дух Господень коленопреклонен с изображением оплечного Христа в короне, Дух Премудрости - с вратами в руках, Дух Разума – рукой указует на венчающую корону, Дух Крепости - с мечом в руке, одет в доспехи, Дух Совета (озарения) - держит две чаши с белым и красным огнем; рядом Дух Благоденствия с дарами урожая, и Духи Ведения и Благочестия изображаются внизу, "поближе к земле".
В других иконах встречаются изображения бесплотных сил и святых. В руках архангела Михаила (евр. "кто как Бог") - жезл, Гавриил (сила Божия) держит ветвь, Рафаил (исцеление Божие) - с алавастровым сосудом, Уриил (Бог - мой свет) - с огненным мечом, Салафиил (молитва к Богу) - с кадилом, Варахиил (благословение Божие) - с виноградной гроздью. Седьмой архангел - Иегудиил (хвала Божия), а восьмой - Иеремиил (высота Божия).
На новой иконе из мастерской Храма Христа Спасителя Мария окружена символами ангелов, в которых она имеет "постоянных исполнителей воли Своей и Бога". Символы расположены по кругу, "в 12 местах, по числу 12 месяцев в году, так что все перемены температуры и происходящие на земле явления - вредно или благотворно влияющие на плодородие земли и внешнее благополучие людей, ставятся в непосредственную зависимость от ангелов" (Виноградов А.Н. Сравнительное описание и краткое объяснение иконы Приснодевы Богородицы "Неопалимыя Купины". 1877). На иконе Богородица предстает "как Царица небес и вечная Ходатаица пред Сыном: Подательница самых разнообразных благ миру". И основа этих благ - погодные условия, обеспечивающие гарантию урожая.
Иессей (или древо Иессеево - как родословная Иисуса Христа)…
Пророк Исайя предсказывал о том, что Господь наш Иисус Христос, а также и Пречистая Матерь Его, произойдут от рода Давидова: "изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет, и почиет на нем Дух Божий" (Ис..11:1-2; ср.53:2). Под словом "жезл" св. Церковь разумеет Деву Mapию. "Тя жезл Исаия именова, от негоже прозябе нам красный цвет Христос Бог". Выражение: "корень Иессеов" (евр.: пень, обрубок), дает мысль об униженном состоянии Давидова рода в то время, когда происходит из него жезл - Дева Мария.
В углах композиции - видения пророков: в левом верхнем - Моисею Неопалимой Купины в виде Богоматери Знамение в горящем кусте… Боговидец Моисей зрел образ Божией Матери в купине горевшей, но не сгоравшей. Купина, объятая огнем, оставалась невредимою: так и Дева, по рождестве Спасителя, не утратила Своего девства. "Образ чистаго рождества Твоего огнепалимая купина показа неопальная". "Якоже купина не сгараше опаляема: тако Дева родила еси и Дева пребыла еси". Св. Отец Григорий Нисский говорит: "что там (т.е. в Ветхом Завете) предъизображалось пламенем и купиною, то, с течением времени, ясно открылось в тайне Девы; как там купина горит и не сгорает: так и здесь (т.е. в Новом Завете) Дева рождает свет и пребывает нетленна".
По этой причине Св. Церковь именует Богоматерь "неопалимою купиною", а христианское искусство нередко изображает Ее окруженною огненным сиянием.
В правом верхнем углу - видение Исайе Серафима с горящим углем в щипцах… Св. Церковь говорит, что "сей огнь есть не вещественный, но божественный, яко просвещающая во тьме сущих и к разуму Божественному всех наставляющая". Разсеяв мрак неверия и распространив свет истиннаго Богознания, Богородица явилась пламенем, наставляющим сущия во тьме", "вводящим в высшую жизнь человечество".
Внизу - слева видение Иезекиилю затворенных врат…
Внизу иконы изображается сцена погребения пророка Моисея.
"И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор.34:5-6).
Согласно Мф.23:29, поклонение мертвым суть язычество. Бог намеренно оставил могилу Моисея неизвестной. Иисус тоже хочет, чтобы Его Церковь больше внимания уделяла живым людям, служению во славу Царства Божьего и воскресению из мертвых.
Ответить
10 л.
Георгий Драконоборец
Неопалимая Купина.Икона.Финифть.Ростов.
Ответить
10 л.
Свежие комментарии